Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


 
ФорумФорум  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  Вход  

Поделиться | 
 

 Открытая лекция. Глава 14 из романа "Одинокая звезда"

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Ирина Касаткина
Пробую голос
Ирина Касаткина

Женщина Сообщения : 35
Откуда : Ростов-на-Дону
Работа : доцент,физик, 50 лет в образовании, автор учебных пособий для студентов и школьников, прошла путь от школьной учительницы до профессора

Открытая лекция. Глава 14 из романа "Одинокая звезда" Empty
СообщениеТема: Открытая лекция. Глава 14 из романа "Одинокая звезда"   Открытая лекция. Глава 14 из романа "Одинокая звезда" Icon_minitimeПт 20 Янв 2017 - 14:32

Слухи о новых веяниях на кафедре высшей математики быстро распространились по всему институту. И потому на Ольгиной открытой лекции не было свободных мест. Но даже присутствие ректора не волновало ее. Гораздо больше она беспокоилась, как воспримут новый материал студенты, — ведь это была ее первая лекция. До этого в ее группах прошли только практические занятия.
В начале лекции Ольга еще раз повторила вместе со студентами нужные теоремы и формулы, записав их на одной из многочисленных досок большой аудитории. Затем приступила к изложению новой теоремы.
Ольга знала, что лектора, не общающегося с аудиторией, внимательно слушает менее трети студентов. И те — от силы минут пятнадцать-двадцать. Остальные воспринимают материал в лучшем случае минут пять, потом отвлекаются. Но более двадцати минут не выдерживает никто.
Она не раз проверяла это на себе. Даже самый интересный доклад Ольга слушала внимательно не более двадцати минут, потом ее внимание непроизвольно отключалось. Появлялись посторонние мысли, и вскоре она обнаруживала, что часть доклада прослушала. Чего уж говорить о студентах. Характерный шум, воцарявшийся в аудитории через десять минут после начала лекций, на которых она уже побывала, красноречиво свидетельствовал об отсутствии внимания у большей части слушателей.
Избежать этого можно было только одним способом — постоянно обращаться к студентам, задавать вопросы, создавать проблемные ситуации, предлагать подумать над выводом теоремы всем вместе. Вызывать к доске самых активных, давая им возможность выполнить вместо нее очередную выкладку. И поощрять, поощрять, поощрять. Похвалой, пятерками, обещанием освободить от очередной контрольной или даже зачета. Пробуждать здоровое стремление отличиться у одних и честолюбивые помыслы других.
Так она поступила и в этот раз. К работе была привлечена вся аудитория. Лекция оказалась фактически прочитана не ею, а самими студентами. Когда они понимали излагаемый материал и поставленные вопросы, поднимался лес рук. Теперь никто не назвал бы этих студентов пассивными. Несколько раз она приглашала первого поднявшего руку к доске, и тот с явным удовольствием делал за нее короткие выводы, легко справляясь с непростой теоремой.
В принципе, при наличии хороших методических пособий большинство лекций как самого пассивного вида обучения можно было бы отменить, заменив их решением задач. Ведь в математике любая лекция может быть сведена к постановке и решению той или иной задачи. Но такие разработки на кафедре отсутствовали. В перспективе Ольга собиралась привлечь к их написанию весь коллектив.
Зная, что у многих студентов проблемы со зрением, она старалась писать покрупнее, чтобы было видно и с верхних рядов. А самые главные формулы обязательно выписывала на отдельной доске.
По реакции студентов чувствовалось, что лекцию они усвоили и она им, не привыкшим к столь подробному и понятному изложению, понравилась. Ольга и сама осталась довольна своей лекцией. Теперь следовало выслушать советы и замечания преподавателей.
В ее ленинградском вузе тоже проводились подобные обсуждения. Обычно они проходили в спокойной дружеской обстановке. Тот, кого проверяли, знал, что это делается для его же блага. Коллеги подскажут, как лучше объяснить трудное место или решить задачу. А если и сделают замечание, то исключительно доброжелательным тоном. И непременно отметят все, что заслуживает похвалы.
Здесь с самого начала обсуждения чувствовались какая-то нервозность, напряжение. Первым взял слово Паршиков.
— Мне непонятно, — начал он возмущенно, — зачем лектор выбрала такой трудный вывод основной теоремы? Ведь проверка знаний показала, что курс не владеет основами математики. Есть же более простой и доходчивый вывод, который лектору, по-видимому, неизвестен.
Ольга была потрясена. Ведь несколько дней назад он сам его посоветовал. Он же прекрасно знал, что ей известны оба вывода. Неужели можно так кривить душой?
Но она промолчала, ведь по протоколу положено было сначала выслушать мнение всех выступающих − а уже потом отвечать на вопросы и комментировать замечания.
— Мне не нравится, как Туржанская ведет записи на доске, — заявила Тихонова. — Мы привыкли писать формулы, располагая их по вертикали. Заполним столбик, затем справа начинаем заполнять следующий. Мне кажется, так удобнее. Преподаватель меньше ходит, меньше мелькает, так сказать, перед студентами. А Ольга Дмитриевна, записывая уравнения по горизонтали, вынуждена все время ходить вдоль доски, отвлекая студентов.
— Как вы считаете, — обратился к ней ректор, — лекция поставленной цели достигла?
— Ну, наверно, — неуверенно промямлила та.
— Нет, это не ответ, — настаивал ректор. — Достигла или нет? Достаточен методический и научный уровень лекции или недостаточен? Отвечайте однозначно.
— Достигла. Достаточен, — выдавила Тихонова.
— Вот и хорошо. А каково ваше мнение? — обратился он к Паршикову. — Замечание ваше мне понятно, а вот мнение о лекции — нет.
— Считаю, что лекция цели достигла, но методический уровень оставляет желать лучшего, — выпалил тот.
— Ясно, — сказал ректор. — Кто еще желает выступить?
— Желающих было много. Остальные выступающие лекцию очень хвалили. Ольге стало даже неудобно выслушивать такие восторженные отзывы. Последним взял слова ректор.
— Я долго говорить не буду, — начал он. — Тут многое из того, что мне хотелось подчеркнуть, уже отмечено. Поэтому скажу одно: это лучшая лекция, которую мне довелось слышать за последнее время. Я побеседовал со студентами, и они того же мнения. Могу только порадоваться за кафедру, что на ней появился такой лектор. Теперь вам есть у кого учиться. Ваше слово, Ольга Дмитриевна. Последнее, — пошутил он.
— Начну с замечаний, — встала Ольга. Она не собиралась прощать Паршикову его свинство. — Откровенно говоря, меня удивил Александр Александрович. Ведь во время нашей беседы он мне посоветовал из двух выводов теоремы именно этот. И я последовала его совету. Поэтому мне, по меньшей мере, странно слышать из его уст, что я ошиблась. Тем не менее, считаю, что студенты в выводе разобрались. Это показали их ответы и работа у доски. Кстати, на предыдущем практическом занятии мы с ними повторили всю необходимую теорию.
— Извините, Ольга Дмитриевна, — перебил ее ректор. — Что вы на это скажете, Александр Александрович? Был такой разговор?
— Не помню, — спокойно ответил Паршиков.
— То есть как? — растерялась Ольга. — Я что же, его придумала?
— Ну, может, вы меня не так поняли.
— Ладно, оставим это, — прервал их полемику ректор под веселый шум аудитории. — Мне все ясно. Продолжайте, Ольга Дмитриевна.
— Теперь по поводу записей на доске. Когда вы пишете в столбик, Мария Ивановна, вы закрываете собой доску, пока его не заполните. Значит, или студенты не видят, что вы пишете, или вы вынуждены все время отходить, чтобы показать написанное. И в том, и в другом случае теряется время. Вы начинаете новый столбик, а они лихорадочно переписывают старый, чтобы успеть пока не стерли. И естественно, уже не вникают в ваше объяснение.
Да, когда лектор пишет по горизонтали, как ученик в тетради, он вынужден ходить вдоль доски. Но зато доска все время открыта и студенты успевают делать записи.
В заключение Ольга поблагодарила всех выступавших за интерес, проявленный к ее лекции. На этом обсуждение закончилось.
Плакаты с теоремами и формулами были изготовлены за три дня и немедленно вывешены в аудиториях. На каждом занятии студенты их повторяли, а затем учились применять при решении задач.
Хорошисты и отличники старались вовсю. И их усилия начали постепенно приносить плоды. Неуспевающие студенты все чаще стали приходить на дополнительные занятия и консультации. Многие из них переписали проверочную работу на положительную оценку. Некоторые радовались, как дети. Еще бы, ведь он сам — сам! — решил задачу. Пожалуй, впервые в жизни.
Борьбу с прогулами Ольга повела не на жизнь, а на смерть. В конце каждого учебного дня ей на стол клали списки с фамилиями всех прогульщиков. Верочке было поручено добыть их адреса и телефоны. Прикрепленные преподаватели в тот же день ставили родителей в известность о пропуске занятий их чадом и просили выяснить, где оно было в это время. Каждый прогульщик писал в деканате объяснительную. За три пропущенных занятия объявлялся выговор, и Ольга долго мотала лодырю нервы в своем кабинете.
Все эти усилия не пропали даром — количество прогулов резко пошло на убыль.
И забрезжил свет в конце тоннеля. Ольге удалось добиться главного — хорошо учиться стало престижно. К концу мая успевающих в группах стало больше, чем двоечников. Число получавших зачеты непрерывно росло. Но и сроки поджимали — приближался июнь, а с ним летняя сессия.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Открытая лекция. Глава 14 из романа "Одинокая звезда"

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

+
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: СТАТЬИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :: Семья-
Перейти:  
© ''Чудо-Форум''. 2010-2015. Все права защищены || При использовании любых материалов активная ссылка на форум строго обязательна

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru
Создать форум | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Последние обсуждения