Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


 
ФорумФорум  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  Вход  

Поделиться | 
 

 Развитие ощущения и восприятия

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Ланочка
Учитель-дефектолог, логопед
Ланочка

Женщина Сообщения : 46
Возраст : 34
Откуда : Москва
Работа : РБОО помощи в жизни инвалидам детства центр Радуга

Развитие ощущения и восприятия Empty
СообщениеТема: Развитие ощущения и восприятия   Развитие ощущения и восприятия Icon_minitimeСб 30 Апр 2011 - 14:04


Ощущение – это процесс отражения человеком качеств вещей с помощью органов чувств. Восприятие – это психический процесс, при котором происходит слияние отдельных ощущений в единое, слитное целое.
Представьте, что вам на ладонь положили какой-то предмет. Вы ощутите что-то легкое, пушистое, теплое. И только если вы начнете ощупывать этот предмет, послушаете, шуршит он или нет, понюхаете, попробуете на вкус, как это делает Ваш малыш, и, наконец, посмотрите на него – только тогда воспримете, что это помпон от вязаной шапки или комок ваты. Только так формируется целостный образ предмета.
Выделяют следующие виды ощущения и восприятия: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное и костно-мышечное (проприорецепция).

Игры для развития обоняния и чувства вкуса.
Осенью, когда вокруг столько фруктов и цветов появляется отличная возможность познакомить ребенка с новыми запахами и вкусами. Обращайте внимание малыша на то, что вкусно, а что нет. Ребенку нужно познакомиться с новыми вкусовыми ощущениями на собственном опыте - не бойтесь давать ему пробовать сахар, соль, кусочек лимона. Называйте слова «кислый», «сладкий», «горький», «соленый»; морщитесь, когда не вкусно и делайте довольное лицо, когда вместе пробуете что-то приятное!
Когда вы на улице или вам подарили букет, или, может быть, у вас на подоконнике зацвел зимний сад, когда мама испекла пирог, – вместе нюхайте цветы и угощения, показывайте и говорите, как приятно вкусно пахнет! Обращайте внимание ребенка, как вкусно пахнут мыло и чистые ручки, а вот когда киска сделала лужу – это неприятный запах, надо скорее убрать!
Для игры можно сделать коробочки с запахами: в баночки из-под фотопленки положите шерстяной лоскуточек, пропитанный эфирным маслом с ярким знакомым запахом: цитрусовые, мята, хвойные… Играйте с коробочками, называйте, на что похожи запахи: на апельсин, на ёлку, можно искать самый приятный аромат.

Игры для развития тактильного восприятия.
К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).
Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров и многое другое. Из этих же материалов можно вместе с ребенком делать удивительные аппликации. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Ребенок постарше может даже пытаться угадать на ощупь, что он нашел. Прячьте в «волшебный мешочек» шарики, кубики, игрушки несложной формы, пусть ребенок, не глядя, тренируется доставать нужный предмет. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли, в которое тоже можно что-нибудь маленькое спрятать, а потом искать.
Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки. Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.
Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Игры для развития костно-мышечной чувствительности
Для развития костно-мышечной (глубинной) чувствительности, или ощущения собственного тела в пространстве, полезно много двигаться, перемещаться в кроватке, в квартире и на улице. Полезно брать ребенка на руки, носить его, качать, слегка подбрасывать. Можно носить его в рюкзачке «кенгуру» или привязать к себе большим платком, как это делают женщины восточных стран. Когда малыш подрастет, можно предложить ему залезать на стулья, скамейки, лесенки, спрыгивать и слезать с дивана, табуретки, залезать в коробки, чтобы он чувствовал своим телом ее стенки. Хорошо играть с тяжелым одеялом, укрывая ребенка с головой, чтобы он сам мог из-под него выбраться.
На прогулке полезно бегать, ходить по наклонным поверхностям, забираться и съезжать с горки, кататься на качелях, играть в подвижные игры. При этом обязательно называйте месторасположение: «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «далеко», «близко», «рядом», «низко», «высоко» и т.п. Используйте в речи предлоги, в виде игры просите ребенка залезть «на» лавочку, «под» лавочку. Летом можно играть в воде, брызгаться в жаркую погоду, бегать босиком по ровному асфальту, по камушкам и по травке, зимой обращать внимание на пушистый или хрустящий снег.
Называйте определения «тяжелый» и «легкий», давайте ребенку играть с пустой и полной воды бутылками, каучуковым и теннисным шариками, пластмассовым и деревянным кубиками. Можно утяжелить пластмассовый шарик или кеглю, засыпав внутрь соль через маленькую дырочку.

Игры для развития слухового восприятия
В любое время года на улице можно услышать огромное количество разнообразных звуков. Во дворе проехала машина, лает собака, плачет малыш, радостно кричат ребята. В деревне или на даче мычит корова, кукарекает петух, кудахчут куры, пищат цыплята – хорошая возможность запомнить и вместе поиграть в игру, "Кто как голос подает". Во время похода в лес обратите внимание ребенка на пение птиц, стук дятла, журчание ручья, осенью – как шуршат листья под ногами, зимой – как скрипит снег.
Дома малыш слышит голоса родных, колыбельную песню мамы. Позже его начинают окружать различные звучащие игрушки: погремушки, пищащая резиновая уточка, колокольчик, игрушки со встроенными мелодиями, звонок телефона, звук открывающейся двери. Полезно привлекать внимание ребенка к этим звукам, называть, что это шумит, издавать негромкие звуки сбоку и за спиной малыша, чтобы он повернул голову. Над кроваткой можно повесить колокольчик, а к нему привязать длинную толстую веревку, чтобы малыш сам мог извлекать понравившийся ему звук.
Вместе с ребенком наберите в баночки и бутылки мелкие камешки или монетки, сделав из них своеобразные погремушки. Можно послушать, как они там гремят: монеты в железной банке звонко, громко, камешки в пластиковой бутылке совсем по-другому, гречка в пластмассовой баночке, сахар в упаковке из-под фотопленки… Как много разных интересных звуков!
Играйте в игры на различение звучания (тембра) музыкальных инструментов. Для начала выбирайте музыкальные инструменты с контрастным звучанием, например, барабан и гармошка или барабан и дудочка. Сначала познакомьте ребенка с каждым из детских музыкальных инструментов: покажите, назовите полным и лепетным словом «барабан» - «бам-бам» и покажите жестом, дайте малышу самому поиграть. Потом спрячьте инструмент под стол и поиграйте. Малыш должен искать глазами, откуда идет звук. Аналогично познакомьте ребенка и с дудочкой. На этапе различения дайте ребенку второй комплект инструментов, играйте, чтобы малыш видел Вас и играл одновременно. Потом прячьтесь, а малыш будет угадывать «на чем мама играла?» и показывать соответствующие картинки. Позже ребенок будет показывать инструмент жестом, называть его.
Когда ребенок подрастет, тренируйтесь в различении звуков музыки и окружающего мира по следующим характеристикам: громкое – тихое звучание, быстрое – медленное, плавное – отрывистое, длинный – короткий гудок, высокие – низкие звуки. Обыграйте это, изображая, как птички пищат, а потом медведь идет и рычит. Развитие слухового восприятия можно проводить в различных играх. Очень интересно будет, если вы спрячете включенный будильник, а ребенок будет его искать.

Игры для развития зрительного восприятия
В первые месяцы после рождения зрение малыша не совершенно – он еще только учится сосредотачивать свой взгляд на объекте, прослеживать движущийся предмет. Новорожденный ребенок, прежде всего, видит лицо мамы, но ему нужно научиться рассматривать и другие объекты. Важно помнить, что самый чувствительный период для развития зрения и зрительного восприятия – это первое полугодие жизни ребенка.
Когда мама или другой близкий человек наклоняется над ребенком, необходимо подождать, пока малыш «поймает» вас взглядом и сосредоточится на лице взрослого. Не забывайте быть приветливыми, тогда и ребенок со временем начнет улыбаться вам!
Важно помнить, что новорожденный младенец видит на расстоянии 25-30 сантиметров и может фиксировать внимание на предмете от нескольких секунд до минуты, и пока что ему проще рассматривать двухмерные объекты (картинки), чем игрушки. Именно поэтому мы предлагаем использовать специальные карточки с геометрическими фигурами и нарисованные решетки, чтобы глаз ребенка упражнялся в восприятии различных линий, форм, цвета. С первых дней жизни ребенок лучше различает контрастные черно-белые изображения, потом контрастные цветные.
Для развития зрительного сосредоточения малыша можно использовать специальные структурированные изображения, карточки-«решетки» - чередующиеся на листе бумаги черные и белые полосы. Если в кроватку к младенцу на оптимальном для него расстоянии (20 – 25 сантиметров) поместить такую картинку, то ребенок будет с интересом ее разглядывать.
Для формирования умения фиксировать взгляд на объекте поместите карточку перед ребенком, затем медленно перемещайте в одну, потом в другую сторону, чтоб малыш прослеживал ее взглядом. Учтите, источник света (лампа или окно) должен находиться за головой ребенка. Через пару дней возьмите другую карточку. Можно сделать карточки с силуэтом фигур из фольги или разноцветной упаковочной бумаги, она блестит и переливается всеми цветами радуги при попадании на нее луча света. Используйте также решетки с контрастными прямыми, волнистыми и зигзагообразными линиями, чуть позже с шахматным рисунком, с полосками разной толщины,
Карточки можно разместить на стенках кроватки и периодически менять, а когда малыш подрастет – и на стенах комнаты на уровне глаз ребенка, вместе рассматривать их, называть. Учите также ребенка переводить взгляд с одной карточки на другую, обводить пальчиком контуры фигур.
Когда малыш уже будет тянуть ручку к привлекательному для него объекту, используйте яркие игрушки с четкими краями и контрастным разделением цветов: это могут быть полосатые игрушки, черно-желтый носок, одетый на мамину руку - все, что привлекает зрительное внимание и можно потрогать руками.
Карточки и таблицы вы можете сделать сами из цветной бумаги, нарисовать, сделать с помощью компьютера и распечатать на принтере. Карточки должны быть достаточно крупными – размером в альбомный лист и в половину альбомного листа.
Варианты картинок вы сможете также найти в книге «Развитие зрительных функций у детей от рождения до трех лет» Т.П. Кудриной, журнале «Погремушка: Решетки. Развитие зрения» № 8, 2003 год.
Играйте с фонариком, это позволяет малышу продолжать учиться прослеживать за движущимся объектом - светите на стену, перемещая луч света, делайте «солнечного зайчика». Можно прослеживать горящую свечу, которую перемещает кто-то из родственников. Однако, использование света как раздражителя не рекомендуется в тех случаях, если у ребенка наблюдались судороги. Играйте с интересными блестящими цветными упаковками от цветов, делайте аппликации, рисуйте яркими насыщенными красками, наблюдайте вместе, как ярко светит солнце или как на темном небе горят маленькие звездочки.
Для развития зрительного восприятия ребенка постарше обращайте его внимание на размер, цвет и форму окружающих предметов, обсуждайте соответствующие названия. Можно также рекомендовать различные дидактические игры и задания.

Зрительное восприятие – это процесс отражения действительности включающий анализ полученной зрительной информации с помощью коры головного мозга. Это значит, что не достаточно только посмотреть, необходимо еще и осознать то, что увидел, понять это.
Маленькому ребенку мы показываем сначала игрушки, а потом яркие цветные картинки. Но Ваш малыш растет и встречается с другими разнообразными изображениями, и наша задача помочь ему воспринять этот мир целиком и полностью, научить его не только смотреть, но и понимать то, что он видит. Для этого можно рекомендовать использовать некоторые дидактические игры и задания, которые развивают у малыша способность к анализу изображений.
Для развития умения анализировать полученную зрительную информацию можно использовать следующие задания:
1. Узнавание черно-белых изображений.
2. Узнавание контурных изображений;
3. Узнавание негативных изображений (Где чья тень?)
4. Узнавание перечеркнутых изображений (Что спрятано?)
5. Узнавание наложенных изображений (фигуры Поппельрейтора) – (Что ты здесь видишь?);
6. Узнавание картинок-клякс (Кто это?)
7. Узнавание спрятанных объектов (Найди, кто здесь спрятался?)
8. Узнавание недорисованных изображений (картинки-половинки и «Что забыл нарисовать художник?»
Когда ребенок уже хорошо узнает игрушки и предметы быта, мы показываем ему яркие цветные картинки. Потом мы учим детей соотносить цветные изображения с игрушками («Вот мишка! А вот картинка мишка»), позже помогаем соотнести две одинаковые картинки и играть в лото. Немного сложнее подбирать парные картинки, отличающиеся по цвету, например, изображения красной и желтой машинок, зеленой и желтой чашек.
Когда ваш ребенок начинает без труда узнавать изображения предметов, выполненные обычным способом, и уверенно подбирает пары одинаковых картинок, можно переходить к более сложным дидактическим играм, предложенным ниже. Помните, что не нужно спешить с этими заданиями, если малыш затрудняется в распознавании изображений, лучше сначала изучите с ребенком обычные картинки!
Вернуться к началу Перейти вниз
http://my.mail.ru/community/child1111
 

Развитие ощущения и восприятия

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

+
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Консультации специалистов :: Консультации дефектологов-
Перейти:  
© ''Чудо-Форум''. 2010-2015. Все права защищены || При использовании любых материалов активная ссылка на форум строго обязательна

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru
Создать форум | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Последние обсуждения