Однозначного ответа на этот вопрос нет. В детских садах педагоги специально обучают детей различным играм: подвижным, сюжетным, предметным, ролевым, настольным. В современных семьях воспитывается один ребенок, с которым редко играют дома, и большую часть времени он проводит у телевизора. Для многих родителей телевизор стал своеобразным членом семьи, с помощью которого удобно кормить ребенка, который дает возможность заниматься своими делами, оставлять его одного.
В большинстве городских дворов нет хороших площадок для массовых игр, а это способствует тому, что детям негде научиться играть вместе. На смену свободному детскому общению приходят компьютерные игры. Многие современные дошкольники и младшие школьники хорошо владеют мобильным телефоном, компьютером, могут часами играть не только в детские развивающие игры, но и во взрослые “стрелялки”. Однако многочисленные электронные игры не развивают фантазию и творчество ребенка, так как от него требуется нажимать на определенные кнопки и выполнять команды. До сих пор нет экспертизы компьютерных игр, позволяющей определить, как они влияют на психику детей.
Существует стойкое стремление родителей к раннему обучению своих чад чтению и письму, иностранным языкам. Поэтому уже четырехлетних малышей начинают записывать в различные центры дошкольного развития. К первому классу многие из них умеют читать и писать. Учиться в школе им становится неинтересно. Как правило, на вопрос: “Чем ты занимался до школы?” — такие дети отвечают: “Ходил в школу”.
Или возьмем детские игрушки. Каждая игрушка несет в себе определенное мировоззрение. Сейчас появились современные интерактивные куклы, содержащие встроенные механизмы, которые сами диктуют ребенку, что надо делать. В противовес кукле Барби придумали непропорционально сложенную безносую куклу Братц (от англ. “неуправляемый ребенок”). Появились дорогие игрушки, которые не являются атрибутом игры, но выступают в иной функции — знака родительской любви, заботы, престижа, семейного достатка. Родители забывают, что игрушки должны нести в себе особый воспитательный смысл: девочкам необходимо прививать женскую модель поведения с ориентацией на семейные ценности, а мальчикам — мужской тип поведения.
Покупая игрушки, продукты питания, родители часто ориентируются на рекламу. И детей зомбируют рекламой, они начинают верить в рекламу как в Деда Мороза. Яркая реклама сопровождается незатейливой музыкой, все это активизирует непроизвольное внимание, которое преобладает у ребенка дошкольного возраста.
Несколько лет назад психологи провели исследование, в ходе которого выяснилось, что больше половины дошкольников любят рекламу и верят ей. Все чаще и чаще наши дети говорят рекламными фразами. Однако мышление ребенка сильно отличается от мышления взрослого, воспринимать информацию критически дети не могут в силу отсутствия опыта. Чтобы избежать такого навязывания рекламы, есть простое решение — отключать телевизор и больше заниматься с детьми: читать книги, гулять, играть и пр.
Как часто мы, взрослые, сами создаем у детей стереотипы поведения. Посмотрите, в какие вычурные наряды одевают девочек на выпускных вечерах в детских садах и на праздниках в начальных классах школы. Постепенно с экранов телевизоров исчезли русские сказки, зато иностранными мультфильмами забит весь телеэфир. Наблюдается увлечение младших школьников фильмами про взрослую жизнь. Так, на вопрос: “Какие телепередачи любишь смотреть по телевизору?” — ученица третьего класса ответила: “Ранетки”, “Папины дочки”, “Счастливы вместе”, “Маргоша”. Однако очевидно, что такие фильмы не предназначены для детей младшего школьного возраста. Когда на это обратили внимание мамы, та равнодушно ответила, что в этих фильмах ничего плохого не видит и они с дочкой смотрят их вместе.
Распространено явление, когда на взрослых сеансах в кинотеатрах дети сидят вместе с родителями (наблюдала недавно подобную картину на просмотре фильма “Дориан Грей”, совершенно не подходящего для ребенка нежного возраста). Нередко многие родители вместо прогулки с детьми совершают поход по магазинам, где в лучшем случае отправляют чадо в игровую комнату.
Что же делать, чтобы не лишать своих детей детства?
Присмотритесь к себе. Привычки взрослых оказывают огромное влияние на ребенка в возрасте от двух до шести лет. Малыш не должен много времени проводить у телевизора. Позволяйте ему смотреть только заслуживающие внимания детские телепрограммы. Поменьше ходите с ребенком по магазинам с целью прогулки. Не поддавайтесь рекламным обещаниям. В квартире выделите отдельную комнату или специальный уголок для детей, где они смогут заниматься игровой и творческой деятельностью.
Позаботьтесь о тишине! Никто не сможет хорошо учиться при шуме или музыке. Покупайте игрушки и книги по возрасту ребенка, регулярно читайте ему интересные книги. Находите время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине. Отвечайте на вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.
Покажите ребенку, что он любим таким, какой он есть. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Стимулируйте его при неудачах в детском саду или школе и хвалите при хороших результатах. Избегайте в любых случаях предложений типа: “Из тебя ничего не выйдет” или “Ты совсем тупой”. Развивайте и поощряйте самостоятельность детей. Предоставляйте им возможность часто общаться с бабушками и дедушками.
Если вы последуете данным советам, есть шансы изменить ваш стиль семейного воспитания.
Подарите своим детям счастливое детство, за которое они будут вам благодарны!
Светлана БАЗАРОВА,
Центр диагностики
и консультирования “Гармония”,
г. Курск