Пауль Тиллих (нем. философ): "Тревожность - реакция на угрозу небытия"
Слово "тревожный" отмечается в словарях с 1771 года. Существует много науч-ных версий, объясняющих происхождение этого термина. Автор одной из них полагает, что слово "тревога" означает трижды повторенный сигнал об опасности со стороны противника, о готовности к бою.
Психологический словарь дает термину "тревожность" следующее: это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонно-сти испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают.
Тревожность - одно из самых тягостных переживаний. Тревогу определяет состояние неконтролируемой неопределенной угрозы, неясное чувство опасности. В отличие от страха у тревоги нет определенного источника, она охватывает человека со всех сторон. Тревога - страх неизвестно чего. Тревожность бывает ситуативной (проявляется только при определенных обстоятельствах, например, когда ребенок выступает перед зрителями на празднике или когда подходит к кабинету врача) и общей (проявляется во многих различных ситуациях).
Тревога у ребенка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречивых стремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает. Именно внутренний конфликт вызывает тревогу.
Причины тревоги.
До настоящего времени еще не выработано единой точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает. Что одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
• Чрезмерно высокие и жесткие требования родителей, не учитывающие особенности, возможности ребенка.
• Отрицательное отношение к ребенку, эмоциональное отторжение близкими, значимыми для него людьми (неласковая, строгая мама, постоянно занятый делами отец...).
• Отношения среди сверстников (ребенка не принимает, отвергает группа сверстников).
• Плохие отношения между родителями.
Тревожность трансформируется по трем направлениям:
• Уход в фантазии - ребенок разрешает неразрешимые конфликты,
в мечтах находит удовлетворение всем потребностям.
• Агрессия.
• Апатия, безынициативность.
Тревожность бывает:
Деконструктивная Конструктивная
• Если ребенок хватается за одно, бросает, берется за другое и снова бросает - деструктивная тревожность.
• Если ребенок вообще не берется за дело - апатия.
Задача родителей и педагогов не изгнать тревожность, а:
• Помочь, чтобы тревожность не поднималась выше определенного уровня.
• Дать ребенку средство для конструктивного, преодоления тревожности.
• Ребенок может справиться с тревогой, если у него есть глубинная
уверенность в мире и в себе (в глубине души).
• Если есть определенная сумма умений и навыков, необходимых для выполнения данного дела.
Советы родителям
• Не манипулировать детьми, в семейных конфликтах не перетягивать их на свою сторону.
• При поступлении ребенка в школу не бороться с учителем за авторитет у ребен-ка. (Авторитет учителя не задевает родителей).
• Не демонстрировать кричащих противоречий ни в поступках, ни в отношении к ребенку.
• Прежде чем настаивать на чем-то, нужно посмотреть не амбиции ли руководят нами, почему мы добиваемся от ребенка выполнения данного дела. Необходимо проанализировать, что для ребенка действительно важно, интересно.
• Важно доверять ребенку. Оставлять право на поступок и расплату
за него, право выбора.
• Если наблюдается эмоциональный срыв, не выяснять отношений, не выспрашивать, дать понять, что мы рядом с ним, что бы ни случилось.
• Основной момент в лечении тревожности - повышение самооценки. Самооценка первоклассника формируется на основе воспитания чувства трудолюбия в продуктивной деятельности, когда ребенок осваивает выполнение стандартных действий ученика школы (умение читать, считать, решать задачи и т.д.), стремясь заслужить одобрение со стороны значимых взрослых (учителя, родителей)
Кожанова Наталья Алексеевна, педагог-психолог