|
| Автор | Сообщение |
---|
natikk Педагог-психолог
Сообщения : 79 Возраст : 51 Откуда : Луга, ленинградская обл. Работа : МОУ СОШ №4
| Тема: Детство лицом в монитор Вт 8 Ноя 2011 - 9:56 | |
| «Он сидит за компьютером, не подпускает меня к себе, он весь там, я его теряю, помогите!» Так или почти так звучит крик о помощи от родителей, когда речь заходит о ребенке и его сидении за компьютером. Действительно ли эта техника так страшна? Стоит ли что-то делать или пустить на самотек – ведь ребенок как никак развивается за этим «чудо-ящиком»? Или имеет смысл подумать: а дальше что будет? Давайте посмотрим на компьютерное детство со стороны: что приобретаем, что теряем, как вообще все это выглядит, если отодвинуть картинку «засевший за компьютером ребенок, которого не оторвать» шагов этак на 20-30? Что видим? За столом - или на кресле, диване, с ноутбуком на коленях - сидит уже повзрослевший ребенок. И красными глазами – от многочасового взгляда в монитор – неотступно следит за меняющимися на экране картинками. Поза напряженная. Позвоночник изогнут в дугу. Плечи покатые, голова тянется к монитору, спеша затолкнуть туда и все свое содержимое – мысли, чувства, ожидания, будущее. И взять оттуда по максимуму – эмоции, знания, навыки, общение. Что получает такой ребенок? Это он и получает: – виртуальное общение, ощущение собственной нужности и значимости. Найти «братьев по разуму» в Интернете? Легко! С ними не нужно будет выстраивать отношения – а вдруг кинут, предадут, променяют на кого-то или на что-то? Пусть, других найдем! С ним не нужно будет искать компромиссы, подстраиваться под интересы, смотреть в глаза и отказывать, если в этом возникнет необходимость. С виртуальными друзьями проще. Единственное «но» – к ним нельзя прикоснуться… - знания. Интернет, как известно, большая информационная кладовка. В ней можно найти все и больше, чем все. Только научись пользоваться поисковиками, щелкать по нужным клавишам. Поэтому вместе со знаниями рука об руку идут навыки… - навыки во владении компьютером и Интернетом ребенок приобретает играючи. С той легкостью, которая нам, взрослым, не ведома. Что же тогда наш ребенок теряет? - здоровье физическое. Достаточно посмотреть на то, как ребенок сидит за компом и помножить на время… - здоровье психическое. На этом пункте родители обычно спотыкаются: а что, собственно, с ним происходит? А вот что: все его мысли и чувства отныне будут делиться не с вами, а с монитором. Завтракая, он будет думать не о реальных делах и отношениях, а о виртуальных достижениях, достичь которых можно быстротой ума и кликанием мышки. А чувства? Они также будут отдаваться машине. Конечно, в урезанном виде, но будут. Машине. Не вам. Я напугала вас, дорогие родители? Надеюсь, что да. И только для того, чтобы мы с вами вместе задумались: если это, действительно, так страшно, то что же делать? Предлагаю начать издалека. Вы готовы дать детям наркотики? А разрешить прыгать с крыши 12-этажного дома? Нет? Почему? Потому что вы наверняка знаете, к чему это может привести. Многочасовое сидение за компьютерными играми или в Интернете похоже на наркотик замедленного действия. НО! Есть условия, при которых «компьютерная бомба» превращается в высокотехнологичное современное обучающее устройство. Что это за условия? * компьютер и все, что с ним связано, не должно ЗАМЕНЯТЬ реальную жизнь. Отношения, чувства, мысли хороши в живой, а не виртуальной реальности. Тогда ребенок развивается в гармоничную здоровую личность. * ваше, дорогие родители, желание быть рядом со своим ребенком и давать ему то, что ему, действительно, нужно. Я не про игрушки или мелочь на карманные расходы. Я про вечное – про Любовь. Ему нужно ваше внимание, любовь, активное слушание, желание поддержать в сложную для него минуту. Если это есть, компьютер станет удачным дополнением, но не заменой. Если этого – вечного – нет или недостаточно, ребенок будет удовлетворять эмоциональный голод в виртуальном пространстве… * компьютер – это инструмент. Да, именно такое позиционирование «чудо-машины». Такой же инструмент, как молоток или топор. Только одним мы забиваем гвозди, а другой позволяет… Думаю, вы сами сможете объяснить своему чаду, для чего был создан компьютер. Тоже самое с «сетью». Она была создана, чтобы… Помните, для чего она нужна? «Одноклассники» и иже с ними появились гораздо позже. Родительский страх, что ребенка «засасывает» компьютер, имеет под собой основание. Но чтобы посмотреть на страх с другой точки зрения и начать действовать, достаточно вспомнить, КТО купил ребенку компьютер и научил им пользоваться. То-то же. Эти же люди смогут и отучить своего драгоценного отпрыска от компьютера или предложить ему замену. Ну и, в конце концов, в силах каждого из нас, дорогие родители, давать сыну или дочке столько любви, нежности, ласки, внимания, чувства опоры, сколько им нужно. Пожалуйста, не заставляйте детей требовать у вас Любви – выуживать ее силой! Или с помощью компьютера. автор: Екатерина Мануковская |
| | | Наталья Селютина Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 1435 Возраст : 40 Откуда : Город-герой Смоленск Работа : Награды :
| Тема: Re: Детство лицом в монитор Вт 8 Ноя 2011 - 11:47 | |
| natikk, очень ценная и важная информация!!!! Многие родители, к сожалению, недооценивают влияние компьютера и интернета... |
| | | natikk Педагог-психолог
Сообщения : 79 Возраст : 51 Откуда : Луга, ленинградская обл. Работа : МОУ СОШ №4
| Тема: Re: Детство лицом в монитор Вт 22 Ноя 2011 - 20:01 | |
| Компьютер – друг или враг? Информация имеет в жизни людей огромное значение. Компьютер – это не имеющий в прошлом аналога, очень мощный инструмент обработки и хранения информации. За последние годы он стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах, увлечениях и хобби, на первое место ставят именно компьютер. К сожалению, многие из нас, и как родители, и как специалисты, имеющие дело с детьми по роду профессии, сталкиваются в реальности с проблемой патологического пристрастия ребенка к этому «умному ящику».
Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Она проявляется в форме болезненной зависимости от видеоигр, чрезмерной увлеченности поиском информации или в поглощенности общением с друзьями по сети. И мы, взрослые, зачастую оказываемся бессильными справиться с подобными злоупотреблениями детей привычными для нас воспитательными средствами.
Всегда ли увлечение ребенка компьютером можно назвать зависимостью? Ведь когда дети играют, скажем, в настольные игры или футбол, никому и в голову не приходит говорить о патологическом пристрастии.
Дело в том, что игры, настольные, ролевые, спортивные, являются совершенно необходимым условием для нормального развития ребенка. Они неотделимы от общения со сверстниками, предполагают труд и преодоление, служат своего рода гимнастикой для ума, тела, чувств и воли взрослеющего человека. Лишь только тогда, когда увлеченность начинает «уводить» от необходимых для нормального развития видов деятельности – учебы, домашнего труда, непосредственного общения с людьми, можно говорить о том, что развивается патологическая зависимость. Пагубная привычка, расширяя свои полномочия в жизни ребенка, вытесняет, в том числе и здоровые игры. Постепенно она начинает доминировать настолько, что препятствует даже жизненно необходимым потребностям – таким, как сон, еда, прогулки. Именно такую картину в отношениях ребенка с компьютером часто приходится наблюдать.
Первые признаки развития зависимости у ребенка: ü Приходит домой – сразу включает компьютер ü Ест, пьет чай, готовит уроки у работающего компьютера ü Может забыть поесть, почистить зубы и т. п. – раньше такого не было ü Провел хотя бы одну ночь за компьютером ü Прогулял школу – сидел за компьютером ü Пребывает в плохом, раздраженном настроении, ничем не может заняться, если нет доступа к компьютеру ü Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером Если на первом этапе не остановить развитие зависимости, то происходит формирование новой потребности – находиться за пределами реального мира в виртуальном при помощи компьютерных игр. Далее перечислены тревожные показатели, которые говорят о переходе зависимости на качественно иной - физиологический уровень:
- при вынужденном прекращении доступа к компьютеру появляются суетливость, речевое и двигательное беспокойство тревога, сниженный фон настроения, чувство опустошенности навязчивые мысли о компьютере активные действия, предпринимаемые для возобновления доступа к компьютеру (конфликты, частое посещение знакомых, имеющих компьютер, не взирая на реакцию хозяев) и исчезновение перечисленных признаков при возобновлении работы за компьютером, а так же: - пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной, сном в пользу проведения большого количества времени за компьютером; - ощущение эмоционального подъема во время работы за ним; - обсуждение компьютерной тематики со всеми сколько-нибудь сведущими в этой области людьми. Для того, чтобы понять, что мы можем сделать чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо разобраться, что же так сильно привлекает ребенка в компьютере? Почему видеоигры захватывают настолько сильно? Какие психологические потребности они удовлетворяют?
Основные мотивы компьютерного взаимодействия школьников – это желание получить удовольствие, развлечься, чем-то занять себя, избавиться от скуки и почувствовать, что ты достигаешь чего-то важного, значимого. Виртуальное взаимодействие всегда устроено так: почти каждое правильно предпринятое усилие игрока вознаграждается – все время, шаг за шагом, тот, кто играет, получает доказательство собственной состоятельности и успешности. А насколько этого не хватает детям в окружающем их реальном мире! Отождествляя себя с героем игры, ребенок получает возможность своеобразной самореализации в виртуальном пространстве. Игра позволяет принять на себя роль другого и стать тем, кем в реальной жизни стать нельзя. При этом дети и подростки автоматически проецируют на себя все завидные сверхкачества, присущие игровому персонажу – смелость, ловкость, силу, необычные способности. Позитивные эмоции игроков связаны с азартом, радостью, и чувством превосходства над соперником. Игра дает чувство уверенности в себе и повышает самооценку. Возвращение же в реальность мгновенно лишает всех волшебных качеств. В результате несоответствия завышенных ожиданийребенка его реальным возможностям в душе возникает внутренний дискомфорт, и как следствие – ещё большая невротизация, которая и делает его более беспомощными перед насущными проблемами.
Борьба с компьютероманией и игроманией эффективна тогда, когда усилия направлены не на следствие, а на причину зависимости. Если у ребенка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищен от компьютерных и других зависимостей. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь. Возможность испытывать азарт, риск. Возможность испытывать разряжать напряжение приемлемым способом. Возможность играть, реализовывать любопытство. Возможность общаться со сверстниками. Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости: · Наиболее ответственный период развития психики человека — возраст от трех до пяти лет. Постарайтесь оградить ребенка в этот период от компьютерных игр. · Как можно раньше выработайте правильное отношение к компьютеру как к машине для получения знаний, навыков, а не средству получения эмоций. · Проведите анализ видов игр, которые ребенок выбирает и тех героев, ролями которых он пользуется и примеряет на себя. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений. · Проведите анализ того, какие потребности ребенок удовлетворяет, пользуясь компьютером. Что именно данная деятельность может заменять в его реальной жизни. · В доверительной беседе донесите до ребенка, что Вам не хватает его внимания. Постарайтесь организовывать совместный досуг постоянно. · Следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменяло живое общение ребенка со сверстниками. · Регламентируйте время пользования компьютером: для игр, работы, учебы. Составьте четкий распорядок дня. Выработайте с ребенком правила работы на компьютере: 20 мин. играет, 15 мин. занимается другими делами. · Играть в компьютер перед сном запрещается всем детям. · Поговорите доверительно о вреде здоровью, внешности, женственности и мужественности с приведением фактов, иллюстраций, примеров, статистики. · Ни в коем случае не позволяйте ребенку развлекаться в компьютерном клубе ночью. Учитывайте закон правительства про ночное время и разрешение родителей. · Нельзя разрешать есть и пить за компьютером. · Замечайте, когда ребенок соблюдает ваши требования, при этом обязательно говорите о своих чувствах радости, удовлетворения. Так закрепляется желательное поведение. · НЕ используйте компьютер как элемент воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры, хорошую оценку и т.д.). · Во время болезни и вынужденного пребывания дома, компьютер не должен стать компенсацией. · Помогайте ребенку справляться с тяжелыми чувствами, которые неизбежно присутствуют в жизни любого человека (скука, разочарование, обида) и которые могут подтолкнуть ребенка получить облегчение от «ящика». · Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами. · Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. Конечно, внимательная к потребностям своего ребенка семья может сделать очень многое для профилактики компьютерной зависимости. Но если вы чувствуете, что не справляетесь с возникшими проблемами сами - обращайтесь к специалистам-психологам. В статье были использованы материалы С. Шевченко, И.Медведевой, Т. Шишовой, А. Шувалова, К. Зорина. Чтобы более подробно осветить для себя затронутую тему вы можете читать книги и статьи данных авторов. И. Копейкина, специалист психологического Центра «ТОЧКА ПСИ»
|
| | | Toosi Осматриваюсь
Сообщения : 6
| Тема: Re: Детство лицом в монитор Сб 10 Авг 2013 - 9:36 | |
| Здравствуйте,по поводу компьютеров и детей очень много разных передач показывают по телевизору, компьютер это реальная зависимость не только детей но и взрослых! Но сейчас в наше время без них никуда, и считаю что детям дошкольного возраста просто за компьютером делать нечего! |
| | | |
Похожие темы | |
|
Похожие темы | |
| |
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |