#Ольга* Осматриваюсь
Сообщения : 9 Возраст : 45 Откуда : Краснодарский край
| Тема: Зависть. Сб 14 Июл 2012 - 18:05 | |
| Подскажите, как вы думаете, если дети общаются с ребенком из очень обеспеченной семьи, и видят разницу того что есть у нас , и что есть у другой семьи, может это натолкнуть детей на зависть? Если да, то как их уберечь от зависти, как объяснить? Мне кажется, что в младшем школьном возрасте сложно объяснить, что дружная многодетная семья со средним достатком это намного ценнее, чем вечно занятые родители и наличие у ребенка всех "прелестей" современной техники и прочих игрушек. |
|
Филина Светлана Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 2555 Возраст : 44 Откуда : Смоленск, Покровка Работа : учитель-логопед, олигофренопедагог Награды :
| Тема: Re: Зависть. Пт 10 Авг 2012 - 12:49 | |
| Нашла на эту тему интересный материал:
Какова же природа детской зависти и откуда она берется?
Зависть - это ощущение собственной ущербности по сравнению с другими. Завистливый человек, приняв во внимание какой-то факт, имеющий отношение к другому человеку, зацикливается лишь на собственной несостоятельности.
Чувство зависти не имеет отношение к реальности - богатый может завидовать бедному, здоровый больному. Мир такой, каким мы его видим - завистливый человек видит не других счастливыми, а себя обделенным.
Детская завистливость иногда может быть изначально более выражена у отдельного ребенка, так сказать, заложена генетикой, а может быть спровоцирована ошибками родителей. В любом случае, в обоих случаях детскую зависть можно победить.
Как следует вести себя родителям, чтобы их ребенок не был завистливым?
"Вылечить" детскую зависть можно в совокупности двумя способами: 1. Привить ребенку стабильное ощущение собственной благополучности 2. Научить контролировать свое чувство зависти с помощью своего интеллекта и силы воли
Итак, если ребенок не чувствует себя достаточно обеспеченным, здоровым, успешным, красивым и т.п., то скорее всего это вина родителей. Такое ощущение собственной несостоятельности - благодатная почва для возникновения чувства зависти к другим.
Общие правила
Не завидуйте сами. Не осуждайте чужой успех. Умейте радоваться за других и учить этому ребенка. Объясните ребенку, что завидовать плохо:
"Зависть, это когда у твоего друга случается что-то хорошее, а тебя это расстраивает. Это плохо, потому что за друга нужно порадоваться. Поэтому, когда человек чувствует, что начинает завидовать - ему становится стыдно и он больше не завидует. У твоего друга есть хорошие игрушки, и у тебя есть хорошие игрушки, просто они разные, если все дети будут расстраиваться из-за того, что у кого-то есть что-то другое - то можно проплакать всю жизнь, а это уже совсем неинтересно!"
Общаясь с семьей, выдавайте жизнеутверждающие комментарии:
"Как уютно у нас дома" "какая дружная у нас семья" "Какой вкусный ужин" "Какой умный папа" "Какая красивая мама" "Какая чудесная погода" и так далее.
Обязательно рассказывайте ребенку о войнах, голоде в некоторых странах мира, чрезвычайных ситуациях - не так, чтобы ему кошмары потом снились, а так, чтобы он мог оценить своё качество жизни по достоинству. Более того, ваши рассказы должны научить ребенка сострадать и сочувствовать - ребенок, который дарит игрушки детям в детдомах, никогда не будет завидовать. Ребенок, который послушает рассказ прабабушки о ее игрушках во время войны, посмотрит на свои уже по-другому. Сравнивая свою жизнь с другой, менее благополучной, ребенку будет проще понять, в чем именно его счастье. Кстати, это будет полезно и родителям:)
Зависть можно разделить на два "фронта" - финансово-социальный и собственную значимость для других.
Финансовое благополучие:
Научите ребенка быть счастливым сегодня и сейчас. Конечно, прежде всего нужно уметь наслаждаться жизнью самим взрослым. Если мама с папой постоянно в негативных тонах обсуждают нехватку денег, и не важно, не хватает на новую яхту или килограмм картошки - ребенок учтет, что семья-то его финансово неблагополучная. Не забывайте про жизнеутверждающие комментарии: какой у нас хороший дом, какой у нас хороший автомобиль/велосипед/другое:) Рассуждения о том, что денег у вас мало, шкаф маленький, а кухня старая, припасите для разговоров с мужем наедине. Ребенок должен быть уверен - в вашей семье ВСЁ ХОРОШО. Не говорите ребенку о том, что его игрушки - "барахло, раскиданное по комнате". Ведь это его личные вещи, поэтому отнеситесь к ним уважительно. Обсуждайте с малышом, как ему повезло иметь такие хорошие игрушки, подчеркивайте их достоинства ("какая красивая кукла!", "машина как настоящая!" и т.п.). Пусть малыш поймет, что не он может завидовать, а ему! Как часто, идя по магазину родители сами говорят ребенку: "мы не такие богатые", "у нас нет на это денег" и пр. Ребенку так говорить нельзя, ибо единственное, чего можно добиться такими утверждениями - это детского отчаяния по поводу нищеты своей семьи, а это уже начало зависти. нужно говорить ребенку то, что объяснит причину отказа в покупке, но в то же время не ударит по ощущению его благополучности: "эту сегодня не купим, потому что у тебя дома много хороших игрушек", "купим, когда я получу свою большую зарплату:)" и так далее.
Что касается социального благополучия - ребенок должен гордиться своими родителями, это укрепит его социальные позиции и чувства зависти не возникнет. Для этого родителям нужно прежде всего, уважать друг друга и себя.
Не обязательно быть олигархом, чтобы ребенок гордился отцом. Достаточно вести себя достойно по жизни и объяснять ребенку свои жизненные позиции.
Сравним два случая: ребенок из объективно небогатой семьи, его папа играет с ребятами в футбол, его уважают. Такой ребенок будет чувствовать свою социальную позицию подкрепленной статусом своего отца. Другой ребенок, из богатой семьи, но его отец позволил себе при людях грубо обратиться к своей жене (маме ребенка) - социальная позиция этого ребенка ослабевает из-за отсутствия общепринятых уважительных отношений в семье.
Собственная значимость:
Ребенок может завидовать другому ребенку из-за того, что другой учится лучше, более ловкий, более красивый или вообще более любимый родителями.
Тут секрет очень простой - давайте ребенку понять что он УМЁН, имеет ХОРОШИЙ ХАРАКТЕР, правильно ВОСПИТАН, КРАСИВ, СИЛЕН, ТАЛАНТЛИВ, УСПЕШЕН и УДАЧЛИВ. Закрепите эти установки в сознании ребенка - это прямая задача родителей. Остерегайтесь контрастов в своих оценках - хваля ребенка, а потом ругая, родители серьезно расшатывают психику ребенка, нанося огромный ущерб - самооценка таких детей потом скачет вниз-вверх на протяжении всей жизни.
Будьте стабильны - имейте о своем ребенке СТАБИЛЬНОЕ положительное мнение. Неудачи ребенка в учебе не объясняйте, например, тем, что он глуп, ленив и т.п. - объясняйте тем, что слишком расслабился, не рассчитал время. Ребенок, который уверен в своих "ресурсах" - в личных качествах, никогда не будет завидовать другим.
Не...
Не произносите фраз, которые будут "бить" по ощущению благополучности у ребенка. Не позволяйте ребенку считать себя бедным, одиноким, некрасивым, неуспешным и так далее.
Всё хорошо...
Как мы уже вспоминали - мир такой, каким мы его видим. Ребенок, у которого всё хорошо - счастливый ребенок. Помогите вашему ребенку увидеть мир в позитивных красках, пусть благодаря вам он чувствует свой мощный потенциал для реализации своих идей, «мечт» и других потребностей. Чувствуя свою полноценность и гармоничность с окружающим миром, ребенок никогда не будет завидовать другим!:) (Автор статьи Элли Возвахова) |
|