Вот нашла в просторах интернета.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Достоинства БОС (биологическая обратная связь, биоуправление и т.д.) в целом заключаются в том, что человек в виде доступных ему световых или звуковых сигналов видит и слышит, как работает тренируемая функция организма и соответственно может ей управлять;работа с любой функцией ведется под непрерывным контролем физиологического параметра её обеспечивающего.Например,тренируем мы мышцу.На данную мышцу ставится датчик, который регистрирует ее активность.Специальный прибор пеобразует сигнал, а компьютер показыввет нам его в виде миограммы (инструктору), а пациенту в виде света и звука (различных игровых сюжетов).Световая обратная связь может быть представлена в виде игры (она продолжается до тех пор, пока человек удерживает нужный уровень активности мышцы), столбика (мышцу напрягаем – поднимается вверх, расслабляем – опускается вниз) и пр. Звуковая обратная связь - в виде тонального звукового сигнала (усиливается при напряжении, затухает при расслаблении), фрагментов музыкальных произведений, звука фильма (пока мышца напрягается в пределах пороговых значений, идет фильм, звук слышен; выходит за пороговые значения – экран постепенно гаснет, звук затихает) и т.п. Таким образом замыкается цепочка обратной связи. Далее в течении курса регулярно проводимых занятий у человека на условно-рефлекторном уровне закрепляется формируемый навык. На данном принципе основана работа любого аппаратного комплекса БОС.
В настоящее время существуют различные виды БОС: по электрической активности мышц, по ЭЭГ (очень популярен в Европе, Америке при коррекции дислексий, СДВГ, эпилепсии и пр. нарушений церебрального генеза), по ЧСС (используется в логотерапевтическом тренажере и в тренажере “БОС-Здоровье”, не имеет аналогов в мире), по КГР (кожно-гальванической реакции) и пр.
Логопеду, конечно, более интересна БОС по ЧСС, кабинет логотерапевтический. Он состоит из ПБС (преобразователя сигналов), датчика ЧСС (фиксирует повышение и понижение пульса на вдохе и выдохе), датчика дыхания (регистрирует подъем передней брюшной стенки при воспроизведении ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания)), а так же специального ПО.
Особенно эффективен при постановке ДРД и речевого дыхания, на этапе автоматизации звуков (при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии) ,в корреции заикания, нарушений голоса, нарушений темпа речи, речевой тревоге. Большой плюс в том, что позволяет “убить двух зайцев” одновременно:скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счет восстановления вегетативного балланса (синхронизируем работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшаем оксигинацию организма, снимаем напряжение и пр. и пр. и пр.) Данный аппарат можно использовать при лечении астмы и гипертонии.
Работа с логопатологией состоит из шести этапов:
1.Диагностический.
В программе мы заводим карточку, собираем жалобы, анамнез (все как обычно). Далее проводим диагностику на тренажере:ставим датчики, включаем микрофон и записываем фоновые показатели в состоянии покоя и при различной речевой нагрузке.Важно, что мы в любое время можем просмотреть результаты в виде графиков, таблиц и прослушать звукозапись.
2.Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС.
Задачи:
— формирование и закрепление диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).
— купирование вегетативных дисфункций; десенсибилизации обще- и логоневротических проявлений
— понижение уровня тревоги, стресса, избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения
— подготовка пациента к формированию новых речевых навыков
Диафрагмально-релаксационный тип дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (известный в России и за рубежом как дыхание по методу Сметанкина) — основа методики коррекции речи по методу БОС.
3. Формирование удлиненного плавного выдоха и подготовка зрительного анализатора к чтению и письму.
Задачи:
— формирование удлиненного плавного выдоха — основы нового навыка речи
— подготовка зрительного анализатора к чтению на равномерном удлиненном выдохе
— постоянный контроль физиологической цены речи (взаимосвязь работы дыхания и сердца)
4. Работа над основными компонентами речи (чтение и произнесение мысленно, шепотом и вслух звуков, слогов, слов, словосочетаний появляющихся на экране монитора. Программа контролирует произнесение речевого материала на равномерном плавном удлиненном выдохе)
Задачи:
— формирование новых навыков правильной артикуляции, мягкой подачи голоса
— купирование речевых судорог при заикании
— формирование речевого синергизма дыхания, артикуляции, голосоподачи
— координация речезрительного, речеслухового и речедвигательного анализаторов
Нужно отметить, что программа содержит большую базу языкового материала для работы и позволяет специалисту создавать свою.
5. Формирование навыков слитной плавной речи (программа контролирует произнесение речевого материала на плавном удлиненном выдохе. Если задание выполняется правильно, предложение выделяется подчеркиванием. Ведется постоянный контроль физиологических параметров пациента)
Задачи:
— формирование навыка плавной ритмичной, эмоционально окрашенной речи. Используя навык диафрагмально-релаксационного дыхания и удлиненный плавный выдох, пациент читает и произносит мысленно, шепотом и вслух:
— фразы различной степени сложности
— тексты песен, стихов, прозы
6. Закрепление навыка свободной речи
Задачи:
— закрепление полученных речевых навыков
— переход к свободной, спонтанной речи
Пациент:
— читает предложенные стихотворные и прозаические тексты
— делает устное изложение по тематическим картинкам на экране монитора
— свободно поддерживает разговор
— оценивает качество собственной речи по аудиозаписям до начала курса и по его окончании
— отрабатывает отдельные компоненты голоса и речи (по показаниям)
Физиологические параметры пациента находятся под контролем программы (их отслеживает специалист БОС), однако, сигналы обратной связи ему не предъявляются. Пациент говорит, опираясь лишь на собственные ощущения.
Более нагядно данная информация представлена на сайте: www.biosvyaz.com
Описанным выше возможности специалиста не ограничиваются.Можно придумать еще массу способов использования данной программы.Все будет зависеть от конкретных задач.
Результаты работы с данной технологией превзошли мои ожидания:
- дыхание ставим быстро, правильно, интересно за 6-10 занятий (логопеды в садах хвалят – работа со звуками идет быстрее и эффективнее);
- функциональные нарушения голоса: значительные улучшения через 15-18 занятий;
- заикание : улучшение в течении первых 10 занятий, окончательный результат через 30-40 занятий (в случае логоневроза хорошо совмещать работу на логотренажере и тренажере коррекции психоэмоционального состояния на увеличение альфа-ритма);
Что касается лого-БОС, из моего опыта, пожалуй, все. В основном идут люди с заиканием и нарушениями голоса.Хорошо работаем с астмой (15 занятий и пациенты снижают дневную дозу бронхолитиков в 2 раза, купируют приступы с помощью дыхания).БОС по ЭЭГ хорошо зарекомендовал себя при различных неврозах, СДВГ.
Я так понимаю, речь идет о кабинете при поликлинике, как Вы думаете?
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] И кто-нибудь знает, как в действительности работает этот метод.