|
| Автор | Сообщение |
---|
Наталья Селютина Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 1435 Возраст : 40 Откуда : Город-герой Смоленск Работа : Награды :
| Тема: Дизартрия - что это? Пт 20 Авг 2010 - 23:54 | |
| Дизартрия (в переводе с лат. «расстройство членораздельной речи») – нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточной обеспеченностью нервами мышц речевого аппарата.
Дизартрия возникает в результате органического поражения нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов (причин). Эти факторы могут воздействовать во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия (удушье, вызванное недостатком кислорода в крови и тканях), родовая травма, инфекционные заболевания нервной системы (менингит, менинго-энцефалит), черепно-мозговые травмы, пороки развития нервной системы, а также наследственные заболевания нервной и нервно-мышечной систем.
В связи с тем, что у детей наблюдается нарушение нервной системы, преодоление дизартрии возможно лишь при объединении усилий различных специалистов, в первую очередь врача-невропатолога и логопеда. Невропатолог назначает и проводит лечебные мероприятия, логопед занимается исправлением недостатков речи. Исключение одного из этих компонентов затрудняет, а в некоторых случаях делает полностью невозможным процесс коррекции нарушений; в то время как дети с дизартрией остро нуждаются в помощи.
Вследствие нарушения иннервации (иннервация - снабжение органов и тканей нервами, что обеспечивает их связь с центральной нервной системой) дыхательной мускулатуры у детей с дизартрией нарушается речевое дыхание,. После произнесения отдельных слогов, слов ребёнок делает поверхностные судорожные вдохи; выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на то, что рот практически всегда полуоткрыт. Нарушения работы дыхательных мышц приводит к тому, что у ребёнка появляется тенденция говорить на вдохе.
При дизартрии наблюдаются разнообразные нарушения голоса. Часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса ( глухой, хриплый, сдавленный, ребёнок может говорить «в нос»), слабой выраженностью или отсутствием модуляций (ребёнок не может произвольно менять высоту голоса). Речь детей малоинтонированная, часто – невыразительная. Темп речи может быть ускорен или замедлен. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь» («каша во рту»), в более тяжёлых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, произношение становится невнятным, при тяжёлых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (такие нарушения называют «анартрия»).
Фонематическое восприятие (различение звуков) таких детей, как правило, несформировано. Лексико-грамматическая сторона речи обычно не страдает грубо, в то же время практически у всех детей с дизартрией отмечаются бедность словарного запаса, недостаточное владение грамматическими конструкциями.
В связи с вышеперечисленными нарушениями, у детей с дизартрией возникают трудности при обучении чтению и письму. При чтении они допускают большое количество ошибок (пропуски звуков, слогов; их замены, перестановки). Скорость чтения снижена, понимание прочитанного ограничено. Чтение вслух у таких детей интонационно неокрашено. При письме также наблюдаются стойкие специфические ошибки, почерк неровный, буквы несоразмерные, дети с трудом овладевают скорописью.
При дизартрии наряду с речевыми выделяют и неречевые нарушения. Они проявляются в виде расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенной тонкой дифференцированной моторики пальцев рук.
Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале лечебной и логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта. |
| | | Наталья Селютина Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 1435 Возраст : 40 Откуда : Город-герой Смоленск Работа : Награды :
| Тема: Re: Дизартрия - что это? Вт 29 Янв 2013 - 13:04 | |
| Учитывая постоянный рост количества детей с дизартрией очень важным является вопрос коррекции этого нарушения. Опыт опыт логопедов – практиков показывает, что коррекция дизартрических расстройств будет мало эффективна без применения массажных комплексов.
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы. (М.Е. Хватцев)
Логопедический массаж – часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, значителбно повышающая эффективность данной работы.
Логопедический массаж – это также и одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж, в конечном счете, способствует улучшению произносительной стороны речи.
Применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию этого метода механического воздействия, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если ребенок имеет выраженную неврологическую симптоматику (которая и присутствует при дизартрии), только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Но нужно заметить, что массаж - это не панацея. Он должен применятся в комплексе с медицинским лечением, с логопедическими занятиями и т.д. Лишь в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект от коррекционной работы. |
| | | |
Похожие темы | |
|
Похожие темы | |
| |
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |