Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


 
ФорумФорум  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  Вход  

Поделиться | 
 

 Этиологические факторы в формировании ДЦП.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Дмитрий-DOK
Лепечу понемножку
Дмитрий-DOK

Мужчина Сообщения : 66
Откуда : Смоленск
Работа : СГМА

Этиологические факторы в формировании ДЦП. Empty
СообщениеТема: Этиологические факторы в формировании ДЦП.   Этиологические факторы в формировании ДЦП. Icon_minitimeСр 26 Сен 2012 - 15:18

А.Ю. Ратнер впервые доказал, что ведущим этиологическим фактором в формировании детского церебрального паралича является родовая (натальная) травма шейного отдела позвоночника.

Согласно официальным данным (не замечая исследований А.Ю. Ратнера) к причинам возникновения спастичности относят:
1. Дисгенезия головного мозга.
2. Аномалии развития сосудов головного мозга.
3. Гипоксиксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных (фокальная и мультифокальная, перивентрикулярная лейкомаляция, парасаггитальное повреждение головного мозга, повреждение базальных ганглиев и таламуса, субкортикальная лейкомаляция).
4. Внутричерепные кровоизлияния (субдуральное, интравентрикулярное, геморрагическийпаренхиматозный инфаркт).
5. Внутриутробные инфекции (цитомегалия, краснуха, герпес и др.).
6. Неонатальные и постнатальные нейроинфекции (менингиты и менингоэнцефалиты).
7. Постнатальная черепно-мозговая и спинальная травма.[2;7]

Конечно, эти причины имеют место быть, но самая главная, это нерадивость и халатное отношение к беременным женщинам и роженицам в родильных домах. Мы слишком смело вошли в эру стимуляции и планируемых (медикаментозно) родов. Эти факторы, и многие другие (в том числе и по независящим от медицины причинам) привели к тому, что более 80-ти детей из 100 с детским церебральным параличом, приобрели столь грозный диагноз в связи с последствиями натальной травмы ЦНС.

При стремительных родах, не успевает в достаточной степени произойти разгибание во всех отделах позвоночника плода.
При затяжных родах, может произойти дополнительная компрессия и деформация позвоночного столба.
При недоношенности, размеры плода не соответствуют размерам родовых путей, поэтому давления мышц таза, брюшного пресса и матки, оказывается недостаточным для осуществления нормального механизма тракции, ротации, манипуляции.
Когда вынимают плод при Кесаревом сечении, часто не учитывают, что отсутствие естественного процесса «разблокировки» при естественных родах, может привести к появлению различных патологических отклонений. А так же в погоне за «модными» (малой длины) разрезами, происходит травма шейного отдела позвоночника, в связи с несоразмерностью разреза и плеч (у доношенного ребенка размер плеч – 25-26 см.)
При защите промежности, акушерка осуществляет компрессионное воздействие на весь позвоночный столб, что приводит подвывихам в мелких позвоночных суставах (вертебро-костальных и косто-стернальных сочленениях).
При применении ИВЛ, интубация трахеи во всех случаях приводит к различным деформациям шейного отдела позвоночника.
По данным профессора Ратнера А.Ю., причина формирования детского церебрального паралича лежит не в плоскости изменяющейся окружающей среды, генетических и инфекционных заболеваний, а в родовой травме шейного отдела позвоночника.[5]

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ В РОДАХ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РОДОВОЙ ТРАВМЕ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОГЧНИКА.[3]

Итак, малыш, при рождении встречает на своем пути серьезное сопротивление в родовых путях. Данное сопротивление происходит не только из-за неподготовленных родовых путей, но и по многим другим причинам: узкий или неправильной формы таз, посттравматические изменения родовых путей, патологическая или физиологическая гипертрофия мышц промежности и т. д. Мышцы матки, напрягаясь, выдавливают плод, а в случае недостаточной эффективности данного напряжения, акушер своим весом увеличивает данное давление. Таким образом, при рождении малыш испытывает чрезвычайно высокое давление на голову и шейный отдел позвоночника, что чаще всего и приводит к травме центральной нервной системы. Профессор А.Ю.Ратнер утверждал, что 96% детей с детским церебральным параличом, это дети, получившие родовую травму шейного отдела позвоночника и, как вследствие этого геморрагические и гипоксические поражения мозга.[3;5]

Что же происходит с новорожденным малышом? Во-первых, все, что происходит с ребенком. Можно охарактеризовать одним словом — СТРЕСС. Когда природа придумала процесс появления малыша на свет, она не знала, что будут города, специальные службы и родильные дома. Мы, почти не задумываясь, смело влияем на процесс, отработанный природой тысячелетиями.

Новорожденный, при появлении на свет, обладает определенным набором врожденных рефлексов, которые обеспечивают его существование как биологический объект:

РЕФЛЕКСЫ ВРОЖДЕННОГО АВТОМАТИЗМА. [1]

1. Поисковый, хоботковый, сосательный и глотательный рефлекс — обеспечивают прием пищи,

2. Хватательный рефлекс — позволяет держаться руками и не падать при прикосновении к открытой ладони.

3. Прямая и содружественная реакция зрачков на свет (с рождения), спонтанные, рефлекторные и произвольные движения глазных яблок (с 2-4 недели).

4. Рефлекс опоры — позволяет в вертикальном положении стоять на ногах,

5. Шаговый рефлекс — позволяет в вертикальном положении идти вперед, при наклоне тела. В последующем на его базе формируются важные двигательные навыки: повороты на бок, перевороты, ползание, ходьба.

6. Рефлекс ползания — позволяет при положении на животе и спине, толкаться поочередно и одновременно ногами от опоры,

7. Защитный рефлекс — обеспечивают поворот головы с живота и со спины, для обеспечения дыхания.

8. Рефлекс с таза на туловище — при повороте таза ребенка, лежащего на спине (врач делает это, охватив рукой обе лодыжки ребенка и производя поворот таза путем поворота захваченных таким образом ножек), туловище ребенка без явлений торзии, блоком поворачивается в ту же сторону.

9. Лабиринтно-тонический рефлекс (ЛТР) — рефлекс, обеспечивающий позу эмбриона в утробе матери. В положении на спине, проявляется напряжением мышц — разгибателей туловища и ног, руки подняты во фронтальной плоскости на 90 градусов и под таким же углом согнуты в локтевых суставах. В положении на животе характеризуется повышенным тонусом сгибателей всего тела. При вертикальном положении тела ребенка повышается тонус сгибателей нижних конечностей, в меньшей степени сгибателей верхних конечностей.

10. Шейный симметричный тонический рефлекс (ШСТР) — обеспечивает толчок ногами при рождении и разгибание головы для свободного первого вздоха. При наклоне головы, повышается тонус сгибателей верхних конечностей и разгибателей нижних. При пассивном запрокидывании головы назад повышается тонус разгибателей верхних конечностей и сгибателей нижних.

11. Плавательный рефлекс — последовательное проявление сгибательной и разгибательной фазы ЛТР, позволяет малышу, пусть и несколько хаотично, но плыть в воде. При этом рефлекторно обеспечивая себя доступом к кислороду.

12. Рефлекс ползания — формируется сразу после рождения, при этом появляются уже сложные физиологические синергии в ногах.

13. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) — обеспечивает выпрямление руки, в сторону поворота головы, что обеспечивает свободное дыхание, одновременно с той же стороны сгибается нога и противоположная рука (поза фехтовальщика).


14. Рефлекс Галанта — при штриховом раздражении кожи спины в паравертебральной области у ребенка, лежащего на животе, туловище выгибается дугой, закрытой в сторону раздражения.

15. Рефлекс Переза — при штриховом раздражении кожи спины в области остистых отростков позвонков от затылка до копчика вызывает переразгибание тела с подъемом головы и сгибательные движения ног во всех суставах.

16. Рефлекс Моро — при любом заметном раздражителе (звуковом, тактильном, висцеральном, проприоцепторном, болевом и т.д.) руки разбрасываются в стороны, голова запрокидывается, ноги — сгибаются и разводятся (1 фаза). Затем руки делают обхватывающие движения, туловище слегка сгибается, голова приводится к груди (2 фаза). Как правило, сопровождается испугом и плачем.

17. Рефлекс Войта — ребенок поддерживается в вертикальном положении, спиной к врачу, и затем внезапно производится наклон тела в правую или левую сторону до горизонтального положения. Ребенок производит охватывающее движение руками, пальцы разжаты, кисти разогнуты. Нога, лежащая сверху, сгибается в тазобедренном и коленном суставах с одновременным подошвенным сгибанием в голеностопном суставе. Стопа переводится в положение пронации, пальцы веерообразно разводятся. Нога, находящаяся внизу, разгибается во всех суставах, стопа ротируется, пальцы переходят в положение подошвенного сгибания.

18. Группа кожных рефлексов — участвуют в формировании статики и локомоции:
а. сгибание и разведение пальцев при раздражении кожи подошвы у основания 2 и 3 пальцев стопы.
б. приведение и супинация стопы при раздражении кожи стопы в области головки 1 плюсневой кости.
в. пронация стопы при раздражении кожи подошвы к основанию 5 пальца. г.подошвенное сгибание стопы при раздражении кожи в области 1 и 3 пальцев.

Еще раз следует акцентировать внимание на том, что все эти рефлексы врожденного автоматизма служат только одной цели: что бы ребенок родился и выжил первые минуты, часы, или даже сутки после рождения без чьей-либо помощи, то есть абсолютно самостоятельно. Большинство из них, должны исчезнуть (редуцироваться) до 2-х месяцев жизни малыша.

Вышеуказанные рефлексы, являются врожденными и обязательными, но уже через два — три месяца, мы их будем называть патологическими. Для детей с детским церебральным параличом, они являются основополагающими, определяющими его дальнейшую жизнь и служат основой в формировании патологического двигательного стереотипа. Именно от их количества и степени выраженности, мы можем предположить прогноз и реабилитационный потенциал.

Взамен исчезнувшим рефлексам врожденного автоматизма, начинают последовательно формироваться установочные рефлексы:

1. Установочный рефлекс на голову (установочный шейный симметричный рефлекс) — обеспечивает фиксацию головы при изменении положения тела в пространстве, по отношению к гравитационному полю Земли.

2. Установочный цепной асимметричный рефлекс с туловища на таз — обеспечивает способность малыша самостоятельно сидеть и садиться.

3. Установочный рефлекс с таза на ноги — обеспечивает способность к вертикализации.
4. Пяточный рефлекс.

Все эти рефлексы служат единой цели — формированию ходьбы.

Для обычного здорового малыша это происходит как само-собой разумеющееся. Рефлексы врожденного автоматизма заменяются установочными. Ни кто на это не обращает внимания, и относимся мы к этому как к обычному явлению.

На степень эффективности реабилитации влияет возраст и уровень психического развития малыша. Чем раньше мы начали проводить грамотные и эффективные мероприятия, тем больший эффект мы в праве от них ожидать. Достаточное психическое развитие определяет мотивацию к активному движению.

Теперь мы можем точно сказать, что детский церебральный паралич — это все подавляющая власть патологических рефлексов. То есть, рефлексы врожденного автоматизма не погасли, взамен их не пришли установочные рефлексы. На фоне патологических рефлексов, по определению, не могут сформироваться установочные двигательные стереотипы, т.е. те движения, которые здоровый человек не замечает: ходьба, бег и т.д.

Нервная система столь обширна, и разнообразна, что, по идеи, каждый ребенок с поражением ЦНС, должен отличаться от другого малыша, т.к. двух одинаковых поражений не бывает.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Бадалян Л.О., Невропатология, М. 2008, с.247
2. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю., Малиновская О.Н. Медикаментозное лечение спастичности у детей. Альманах «Исцеление», выпуск 5, М.2001, с.39
3. Бодяжина В.И., Жмакин К.Н., Кирюшенков А.Н., Акушерство. М. 1996.
4. Menkes J.H. Textbook of child neurology, Williams and Wilkins, Baltimore, 1995, p. 325 — 373.
5. Ратнер А.Ю. Неврология новорожденных, М.2008, с.109
6. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М. «Закон и порядок», 2007, с.15, 51-52,
7. Смолянинов А.Г., Шаргородский В.С. Кинезитерапия детского церебрального паралича. Киев-1996
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Этиологические факторы в формировании ДЦП.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Форум для Чудо-родителей :: Детишки с ДЦП-
Перейти:  
© ''Чудо-Форум''. 2010-2015. Все права защищены || При использовании любых материалов активная ссылка на форум строго обязательна

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru
Как создать форум | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Cookies | Последние обсуждения