|
| ABA - Applied Behavior Analysis | |
| Автор | Сообщение |
---|
lenlenka100 Покоряю предложения
Сообщения : 1283 Возраст : 48 Откуда : Смоленск
| Тема: ABA - Applied Behavior Analysis Пт 7 Мар 2014 - 22:33 | |
| ABA - Applied Behavior Analysis[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Прикладной анализ поведения – ПАП или по-другому Applied Behavioral Analysis (АВА) Различные подходы к лечению детей с аутизмом основаны на теории прикладного анализа поведения (ПАП). Это означает, что, если за определенное поведение человек получит вознаграждение, то он его наверняка повторит. Нежелательное поведение, такое как размахивание руками, раскачивание и т.д., не вознаграждается, и поэтому оно уменьшится или исчезнет. В обучении по раздельным заданиям каждое данное ребенку задание состоит из просьбы выполнить определенное действие, реакции ребенка и реакции педагога. Это метод предназначен не только для корректировки поведения, но в основном для обучения навыкам, от простых, типа подготовки ко сну и одевания, до более сложных, таких как социальное взаимодействие. Обучение по раздельным заданиям - это интенсивный метод. Обычно дети занимаются 30-40 часов в неделю один на один с специально обученным терапистом. Ребенка не забирают из дома. Специалист сам приходит к нему. Все задания разбиты на небольшие куски, испытания. После успешного выполнения задания ребенку дается вознаграждение, чтобы поведение или задание укрепилось в его памяти. Например, одно из первых заданий, которым должен научиться ребенок, страдающий аутизмом, заключается в умении спокойно сидеть. Ребенок может не захотеть этого и начать кричать. Он может даже не отреагировать на просьбу сесть. Однако его все равно относят к стулу и усаживают на него. Если он сможет просидеть на нем 10 секунд, в награду ему дают любимую еду или игрушку. Этот метод очень интенсивный. Ребенок работает с терапистами 8 часов в сутки. Именно так обучают разговорным, адаптивным навыкам и поведению в обществе. Дети, страдающие аутизмом, сталкиваются со многими "учебными трудностями". Ниже приведены некоторые из индивидуальных трудностей и то, как ПАП может решить каждую из них. Помните, что это крайне обобщенное описание. Низкая мотивация - Дети с аутизмом обычно мотивируются необычными способами, поэтому методы, подходящие для обучения обычных детей, наверняка не будут подходить для работы с такими детьми, хотя бы первое время. Вам нужно выяснить, что именно будет подстегивать его интерес к обучению. Нужно принять все меры для максимального противопоставления положительных и отрицательных последствий, чтобы научить ребенка понятию причины и следствия. Ограниченный набор вознаграждений - ПАП признает, что социальное вознаграждение (одобрение или порицание) обычно малоэффективно. Похвала сама по себе вначале недостаточна, но ее можно совмещать с более осязаемой наградой (например, любимой игрушкой и т.п.). В конце концов, осязаемую награду можно убрать и продолжать ставшие более значимыми улыбки и похвалу. Низкое внимание - ПАП разбивает каждое задание на очень маленькие, измеримые шаги. Частая отвлекаемость - Важно проводить обучение в тишине, сведя к минимуму слуховые и визуальные помехи. Шум, движение других детей, окна и даже кондиционеры могут отвлекать детей с аутизмом. Цель - начать с очень структурированной обстановки, продвигая ребенка к более обычному окружению по мере достижения им успеха "чтобы ребенок мог работать и при отвлекающих обстоятельствах". Более замедленное обучение - Повторение - важный метод для детей с аутизмом, но повторение не должно быть скучным и монотонным. Наша обязанность - сделать упражнения НЕ скучными. Чтобы запомнить какое-то действие, некоторым детям нужны буквально сотни повторений, но важно помнить, что более эффективное запоминание происходит за короткий период времени. Другими словами, навык, тренируемый раз в день, не так эффективен и на его усвоение могут уйти месяцы, по сравнению с навыком, тренируемым двадцать раз в день. Чтобы узнать, усвоил ли ребенок навык, его репетируют, а затем ребенка отвлекают другими занятиями. Затем возвращаются к навыку и наблюдают, может ли он его выполнить. Повторение происходит не ради самого повторения; все это делается для эффективности обучения. Сложность понимания абстрактных понятий - Педагоги,психологи, специализирующиеся на ПАП, начинают работу с ребенком с простых примеров понятий и простого языка. Затем по мере обучения вводятся более сложные понятия и язык. Нам нужно подвести ребенка к тому, чтобы он смог понимать обычную речь - естественный язык. Неэффективность обучения через наблюдение - Такие дети не могут получать знания, если не сконцентрируются на них, поэтому важно обучать их подробно и систематично каждому навыку. ПАП подчеркивает навык имитации, потому что, умея имитировать, они смогут научиться навыкам, которые не смогли бы узнать никаким другим образом. Слабое различие между существенными и несущественными стимулами - Такие дети часто не видят разницы между важной стороной ситуации и несущественными ее сторонами. Преодолеть эту проблему можно, лишь обращая внимание и представляя единственный стимул. Важно следить за тем, чтобы не возникли ложные ассоциации. Ребенок с аутизмом может научиться отличать кукол-мальчиков от кукол-девочек по обуви, а не по другим более очевидным признакам. Такие ассоциации могут быть недостоверными, поэтому мы должны научить их обращать внимание на важные стороны ситуации. Будьте осторожны с такими инструментами, как учебные карточки, так как может оказаться, что ребенок отличает одну от другой по загнутому углу или кляксе. Нужно использовать разные материалы и разными способами, чтобы ответ ребенка основывался на том понятии, которому вы пытаетесь его научить. Самостимуляция мешает обучению - Когда ребенок стимулирует сам себя (хлопает в ладоши, раскачивается, постоянно бьется об стол), он фокусирует на этом все свое внимание. Если на само-стимуляцию потрачено 90% внимания, то на задание остается лишь 10%, поэтому мы должны стараться помешать такому поведению обучением. Трудность обучения в больших группах - Как только ребенок сможет нормально обучаться один на один с учителем, его можно перевести в группу 1:2, затем в 1:4, 1:8 и т.д., постепенно увеличивая количество окружающих людей, чтобы они все же могли концентрироваться. Неумение занять себя в свободное время - ПАП структурирует и обучает навыкам отдыха. Мы учим их играть и заниматься другими делами, чтобы они не ушли в свой мир. Сенсорная/моторная недостаточность - Иногда их реакция может быть слишком сильно или слабо выраженной. Часто для получения информации они полагаются больше на зрение, чем на слух. Самые успешно развивающиеся по программе ПАП дети - это те, кто может успешно воспринимать информацию на слух. Специалисты пытаются сбалансировать две эти стороны, используя зрительные методы, одновременно стимулируя слух ребенка. Для детей, которые не любят прикосновений, мы используем прикосновения. Есть мнение, что они не только научатся терпеть такой опыт, но и он начнет им нравиться. Компоненты Раздельных заданий Каждый навык приобретается посредством очень маленьких и кратких отрывков, называющихся "задание". Каждое задание состоит из инструкции, подсказки, реакции и обратной реакции. Инструкция дается очень понятным языком, который ребенок способен понимать. Когда ребенок научится понимать более сложный язык, его начинают обучать более естественному языку. Например, обучение может начаться с прямого стимула: "посмотри на меня", а затем перейти на более естественный стимул, когда для привлечения внимания просто называется имя. Подсказки не всегда бывают нужны, но специалист должен применять методы, которые повлекут за собой желаемый результат. Это могут быть зрительные подсказки, например, жест или взятие руки ребенка и передвижение ее по желаемой траектории (физическая подсказка), но цель состоит в том, чтобы ребенок выполнял задание совсем без подсказок. Его реакция должна быть очевидна через 5 секунд. Если реакции нет или она неправильная, задание считается завершенным, и начинается новое (хотя это может быть то же задание - многие люди даже не смогли бы сказать, где одно "задание" заканчивается, и где начинается другое. Упражнения разделены так, чтобы можно было собрать информацию о прогрессе ребенка). Сразу же дается обратная реакция на каждое задание. Чем больше информации дается ребенку на этом этапе, тем быстрее может идти обучение. Важно не хвалить ребенка за любую реакцию; какие-то из его действий будут прекрасными, какие-то - неплохими, какие-то - почти уместными, а какие-то и вовсе неприемлемыми (например, разбрасывание вещей). Чтобы показать, какая именно реакция была неуместной, нам нужна обратная реакция. Кто-то может подумать, что, если мы просто скажем ребенку "нет", то для него это слово сразу станет знаком негативной оценки. Но само слово "нет" слышится часто. Это часть жизни, и если ребенку не нравится просто слышать слово "нет", то ему в жизни придется очень трудно. Нам важно научить ребенка воспринимать это слово "нет" просто на информационном уровне. Это не значит, что мы должны кричать на ребенка, но мы можем выразить твердость без ухудшения отношений. Бывает, что нужно выразить одобрение, несмотря на то, что ребенок дал неправильный ответ. Он усердно занимался, прилежно сидел, внимательно слушал, но ответ дл неверный. Словами и интонацией можно выразить четкую оценку: "О, нет. Хорошая попытка". Если ребенок не обращает внимания, можно сказать: "Нет. Ты должен смотреть". Единственный способ понять, действительно ли ребенок чему-то учится, может быть основан только на таком ответе ребенка, который он даст только в том случае, если он понимает. Оценка эффективности заданий - критическая часть этого вида лечения. Цель - дать ребенку направленность, так как он сам не может собой управлять. В жизни здоровых детей можно найти много примеров, когда родители их в чем-то направляют. Хороший пример - чистка зубов. Дети предпочли бы этого не делать. Но решение родителей основано на заботе о здоровье ребенка, поэтому они на этом настаивают. Многие думают, что программа ПАП не достаточна, так как они считают, что дети не учатся обобщать свои знания, а если ребенок не может взять информацию из одной ситуации и применить ее в другой, то он не учится, а просто копирует. Обобщение - это один из навыков ПАП, и если терапевт это понимает и использует его в своей работе, то ребенок умеет делать обобщения. Программа ПАП подчеркивает активное участие родителей как важный компонент для достижения успеха.Взято (когда-то) с : [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Если у Вас есть вопросы по теме-спрашивайте здесь,я отвечу.АВА я занималась со своим сыном около 2-х лет. |
| | | lenlenka100 Покоряю предложения
Сообщения : 1283 Возраст : 48 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пт 7 Мар 2014 - 22:37 | |
| Плюсы методики АВА.Методика приносит быстрые и ярковыраженные результаты. При этом ребёнок может показывать результаты в любой ситуации и любым людям. По результатам Ивара Ловааса, основателя этой методики, примерно половина детей, получавших коррекцию по методике АВА, может обучаться в обычной школе. Из общего числа детей, получавших коррекцию по методике АВА, до 90% улучшают свое состояние. Нередки случаи, когда при рано начатой коррекции, дети с ЗПРР и аутоподобным поведением преодолевали задержку в развитии и поступали, а потом хорошо учились, в обычных общеобразовательных школах. Методика позволяет последовательно развивать ребёнка, вплоть до вывода ребёнка из неадекватного состояния. Методика позволяет использовать практически все известные приёмы работы и заимствовать методы других методик. Согласно данной методике дети социализируются и входят в общество, развивают инициативность. Дети с аутизмом полностью или практически полностью избавляются от стереотипий. То есть, эта методика наиболее перспективна, если вы хотите добиться, чтобы ребёнок с отклонениями в развитии получил нормальное образование, смог самореализоваться с точки зрения профессии и социализации). Отметим, что только методика АВА позволяет освоить речь детям, которые обратились к коррекции поздно (когда на занятия к дефектологу попадает ребёнок, с полным отсутствием речи в 5-6 лет). Изначально доводится подражательная деятельность до автоматизма, с фиксацией внимания на лицо педагога. Потом осваиваются подражательные артикуляционные движения, которые постепенно озвучиваются. Одновременно с логопедическими массажами, дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, артикуляционные упражнения позволяют разработать паретичные артикуляционные мышцы, что позволяет заложить основы речи, а зачастую и освоить на примитивном уровне речь детям, которые с позиции отечественной медицины заговорить уже не могут. Были примеры, когда ограниченную речь (в пределах 30 слов) осваивали дети в возрасте 8-12 лет на момент начала коррекционной работы. Напомним, что с позиции официальной медицины начинать становление речи с алаличным ребёнком старше 6 лет – бесперспективная задача. Методика чётко структурирована, имеет систему генерализации и автоматизации навыков. Методика комплексна, то есть охватывает абсолютно все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления бытовых навыков самообслуживания. Минусы методики АВА Эта методика не подходит на начальном этапе коррекции ребёнка, если у ребёнка имеется страх чужих людей, зато наблюдается сильная привязанность к матери. Также эту достаточно жёсткую методику лучше использовать ограниченно (например, только для формирования речи), если ребёнок не просто контактен, а социально адаптирован и стремится, легко вступает в общение с детьми. Эта методика требует полной самоотдачи кого-то из родственников ребёнка. Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений, отчего некоторым родителям начинает казаться, что она похожа на дрессировку, хотя это не так. Нельзя путать дрессировку (обучение ребёнка бесполезным навыкам) и тренировку (формирование полезного навыка посредством повторений). Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет. Если родители не согласны или не могут использовать чётко систему поощрений-наказаний, то занятия по АВА становятся затруднительными, а зачастую- невозможными. Работа по данной системе не терпит перерыва в занятиях. Даже в случае болезни с ребёнком проводится занятие (в облегчённой форме, короткое, на повторение пройденного). Но послабления невозможны. Поэтому некоторые родители оказываются морально и физически неготовыми к такой самоотдаче. Методика требует постоянных супервизий, чёткого контроля не только за занятиями, но и за созданием дома системы развития соответствующей плану коррекции. Методика требует на начальном этапе полного послушания ребёнка, который не всегда легко достигнуть, если ребёнок воспитывался до начала коррекции в системе вседозволенности и полного обслуживания со стороны родственников. И только в процессе расширения понятийного аппарата формируется инициативность. Система категорически не подходит для применения к ребёнку, растущему в деструктивной семье (в семье с устойчивыми внутренними проблемами, сказывающимися на развитии ребёнка). Изначально необходимо провести психотерапевтическую работу с семьёй, и только потом начинать коррекцию развития ребёнка.по материалам: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] |
| | | lenlenka100 Покоряю предложения
Сообщения : 1283 Возраст : 48 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пт 7 Мар 2014 - 22:42 | |
| Discrete trial teaching - Обучение при помощи Отдельных Попыток (ООП)
В АБА существует несколько форматов обучения. ООП - один из них (другой - PRT). I. Если не получается обучить человека навыку - он разбивается на части. Такой же подход используется при TEACCH – если вы учите ребенка играть в домино, процесс игры разбивается на части, как сканирование взглядом последней фишки в линии, поиск фишки с аналогичной картинкой среди имеющихся фишек, прикладывание картинки к аналогичной в линии и т.д., то есть происходит обучение ЭТОЙ КОНКРЕТНОЙ ИГРЕ В АБА происходит оперирование навыками, и разбивка, соответственно, меняется - сначала происходит обучение навыку поиска и складывания одинаковых предметов и карточек, а затем этот навык генерализуется до игр, как Домино, используя такие же стадии как и в TEACCH Таким образом, можно подумать, что АБА более энергоемкий процесс, но это не так. Если ребенку сложно научиться игре в домино "с одного раза", то для обучения как одним, так и другим методом, необходимо множественное повторение попыток (Discrete Trial Teaching). При обучении игре в домино работа будет производитсья с одним и тем же материалом, что в скором времени надоест ребенку, но это не главное. Главное - в АБА навык складывания одного предмета или карты с другим может использоваться и в работе с другими играми - мемори, сортировка, складывание слова по картинке и т.д., то есть финально это более эффективно по времени, тем более, что основной навык в домино - умение найти аналогичную картинку, поэтому обучение самому домино в АБА пройдет более быстро.
II. Обучение 1 поднавыку до тех пор, пока он не будет освоен, а затем переход к следующему Н-р, если вы обучаете нахождению одинакового, то начинаем с поиска одинаковых предметов, затем картинок, затем предмет-к-картинке и картинка-к-предмету. Я бы сказала, что кроме "1 поднавык одновременно", обучение поднавыкам должно быть представленоо в хронологическом или логическом порядке (иногда обратном - см.далее).
III. Необходимо провести несколько попыток (повторяющихся в теченеи определенного, достаточно краткого, временного отрезка). Это достаточно важный компонент АБА, который может быть объяснен с точки зрения развития мога. Все нейроны мозга у новорожденного соединены, и практически нет приоритетных связей, поэтому мы видим, что новорожденный производит множество некоординированных движений. ребенок делает попытки двигать руками. В это время мозг ребенка делает попытки найти наиболее оптимальный путь от одного отдела мозга к другому (наименее энергоемкий, или наиболее краткий) для того, чтобы процесс движения рукой происходил с наименьшими потерями энергии (для математиков - почти "транспортная задача" из теории тероятночти и мат. ожидания). В этом случае неиспользованные связи между нейронами "атрофируются” (становятся неактивными), а задействованные становятся активными. Аналогично этому происходит переобучение при аутизме. Процесс развития при аутизме не останавливается, мозг не прекращает развиваться и создавать новые активные связи – он просто развивается по другому пути. Поврежденный мозг (этиология может быть различной - травма, болезнь, поражение нейровирусами, высокая температура, энцефалит и энцефалопатия и т.д.) продолжает выбирать пути, но вместо "нормальных", "обычных" соединений между нейронами, используются другие пути, выполняюзие аналогичную функцию, но они не такие, как у обычных людей - более энергоемкие. Исследования (Франция-Япония, ПЭТ)показывают, что мозг аутичных людей задействует другие части мозга, нежели у обычных людей при выполнении аналогичной операции 9моторики, когнитивной и др.) Более того, мозг человека с аутизмом задействует более чем в 2 раза больше нейронов по сравнению с мозгом обычного человека для проведения одной и той же операции. Это означает, что для выполнения идного и того же действия человек с аутизмом будет использовать больше энергии, то етсь больше витаминов, минералов, и, возможно, именно по этой причине анализы крови у аутистов дабют низкие показатели основных витаминов, минералов и др. энергоресурсов. К тому же, известно. что одновременно человек использует только 10% мозга. Естесственно, если при это на выполнение операции затрачивается больше энегрии, то на выполнение осталоных остается меньше энергоресурсов, и, таким образом, при аутизме приоритет отдается выполнению жизненно важных операций - дыхание, движение и т.д., и остается меньше энергии на выполнение менее необходимых физиологически, но необходимых социально операций - речь, мимика и т.д. - в зависимости от того, произошли нарушения в этой зоне или нет (иначе она работает "нормально и требует "обычных" затрат энергии). Известно, что не труд сделал человека человеком, в а возможность ходить на 2-х ногах, поскольку данный спрособ требует меньше энергозатрат, чем при хождении или беге на 4-х конечностях, как у животных), поэтому у человека появилась возможность использования "высвободившихся" частей мозга на выполнение других операций, как речь, метематика и т.д.
Таким образом, чтобы снизить энергозатраты на выполнение операции, нужно "деактивизировать" имеюзиеся активные пути между нейронами и активизироват новые, менее энергоемкие, для чего необходимо часто и в течение длительного времени “настаивать” на том, чтобы мозг проводил операцию именно требуемым образом, для чего как раз часто в течение краткого срока времени представлять “верную” процедуру мозгу, а затем, ка к в примере сноворожденным, неиспользованные связи будут атрофироваться (или выступать в качестве "запасных" путей). а новые, "правильные" пути, активизируются. Н-р, для того, чтобч обучить поднимать руки правильно имитацией, небоходимо сделать около 10 повторений за раз (что не более обычной гимнастики). Обычно используется 10 попыток (trials) за сессию. Навык рассматривается как осовенный, если ребенок правильно реагирует без помощи (или с уровнем помощи, выбранным в качестве нормы) в 8 попытках из 10 (иногда 9-10 из 10). Эти сесии могут быть и должны быть повторены в течение дня и недели до того, что в течение 3-х последовательных сессий нговый выполняется на уровне как минимум 80%, а затем навык перехожит в разряд "повторение", или "поддержки", иначе предыдушие, "неверные" связи мозга станут снова активными.
IV. Если необходимо, используется подсказка (prompt), которая постепенно убирается (“prompt fading”) Подсказка может быть вербальной (“открой дверь” – для тренировки процедуры умывания), жескикулярной (указать на дверь, чтобы ребенок открыл ее) или физическoй (взять ребенка за руку и помоць ему открыть дверь), а также визуальной (например, если ребенок хочет конфету, но не может сказать "конфета", то конфету показывают, а также имитационной (ребенку показывают. что делать с игрушкой, а он затем проделывает эту процедуру самостоятельно).
V. Поощрение.
Любой человек делает что-то или работает ради поощрения – ребенок поцелует маму, чтобы получить конфету, мы идем на работу, чтобы получить зарплату и т.д. Можно предположить: а если человек волонтер, работает даром - у него нет поощрения? Неверно - поощрением ему будет осознание того, что он трудится на чье-то благо.
Таким образом, поощрение может быть не только материальным, но и социальным и т.д., что как раз подтверждает, что АБА - не дрессировка при помощи конфет!
Все делают что-то если они получают поощрение. И наоборот - если поощрение отсутствует, желание продолжить действие исчезает.
Для того, чтобы начать работать с ребенком, необходимо составить Список Поощрений. Для этого проводится так называемое "Reinforcing Assesment" (тестирование поощрений - ТП). Это не означает, что список будет стабильным на всю жизнь - наоборот, в зависимости от ситуации, желание получить данное поощрение может исчезнуть, и появиться другое. Например, ребенку нравятся мыльные пузыри. Если терапевт пускал с ним эти пузыри достаточно долго, то ребенку просто надоест играть в эту игру, и мыльные пузыри прекратят быть поощрением. Или, например, на улице жарко, и поощрением для нас может быть возможность оставаться в футболке. Ситуация изменилась - пошел дождь. Безусловно, возможность ходить в футболке не покажется нам привлекательной.
Таким образом, поскольку ситуация часто меняется, необходимо производить ТП в начале сессии и далее приблизительно каждые 15 минут.
ТП проводится следующим образом. Ребенку предоставляется возможность выбрать между двумя предметами, затем дается возможность поиграть с этим предметом (не более 1 минуты), и далее представляется следующая пара предметов.
С действиями другая схема. Можно произвести действие (пощекотать) - если ребенок попросит еще, то это действие будет поощрением.
Если ребенок не реагирует на социальные поощрения ("Хорошо!" ) - этому можно его научить (см. далее).
Есть еще один из способов проверить, наравится ли ребенку данный предмет. Допустим, ребенок играет с машинкой. Нам кажется, что машинка - поощрение. Ребенок доиграл, мы пробуем убрать машинку. Если он следит за тем, как она исчезает и проявляет беспокойство - скорее всего, эта машина будет поощрением. А если нет...Нужно искать что-то другое.
То есть существует три способа проверить, является ли предмет или действие поощрением:1. Дать попробовать (если конфета или игрушка, то просто дать поиграть или попробовать; если действие - пощекотать 1 раз и посмотреть. захочет ли он еще). 2. Дать выбрать предмет из нескольких (неудобно при действиях, особенно если речь только начинает развиваться - может просто сказать последнее, что услышит). 3. Убрать предмет из поля зрения (неудобно для действия, но здесь можно просто остановиться, что будет аналогочно способу 1).
Необходимо составить для себя Список поощрений, который разделить на категории: - предметы (еда, также называемая edibles, и игрушки или др. предметы - веревочки, н-р); - действия (просмотр ТВ, щекотка), - сенсорные предпочтения (объятия, щекотка), - социальные предпочтения (похвала, "Дай пять!" и т.д.).
Как Вы заметили, щекотка входит в 2 категории. Это не случайно. Большинство людей с аутизмом, гиперактивностью и т.д. имеют нарушение в области сенсорики (более подробно см. соответствующий раздел на сайте). Если у ребенка недостаточная сенсорная чувствительность, то для речи первым выбором слов-просьб будут действия или предметы, связанные с удовлетворением сенсорной недостаточности - причиной его нипарактивности. Это будет самым сильным поощрением, и, если вы научитель управлять его сенсорикой, то можно контролировать поведение наиболее эффективно и, к тому же, снизить гиперактивность.
Затем необходимо отсортировать данный список по уровню желаемости (от самого любимого к "ОК" время от времени). Безусловно, самым любимым окажутся предметы удовлетворения сенсорной недостаточности (для лиц с недочувствительностью - прыжки, верчение веревочки перед глазами, юла), еда (для маленьких) и игрушки. Для более взрослых (или тех, кто в состоянии работать в течение длительного времени за более "крупное" поощрение) это будет просмотр кассеты, ТВ, прогулка и т.д. То есть, как мы видим, конфеты здесь не играют решающую роль, а являются логичным выбором относительно потребностей ребенка. если он хочет смотреть кассеты вместо конфет - очень хорошо! Задача АБА как раз, используя конфеты, или edibles, то есть поощрения более низкого уровня, научить человека получать удовольствие от похвалы, что более социально приемлемо.
Все, чего мы хотим добиться от ребенка, нужно оценивать с позиции "желаемое поведение и нежелательное". Поощряем желаемое и модифицируем нежелательное (показываем, что мы хотим и поощряем, если правильно делает).
Конечно, не все сразу же реагируют на социальное поощрение, или похвалу. Но, к счастью, есть еще один закон, согласно которому предмет, или действие, появляющееся в совокупности с поощрением, в дальнейшем становится поощрением.
Новорожденный малыш с нормальным развитием тоже не среагирет на похвалу (поцелуи или крики "супер!" ) – ему понравится, что его нежно поглаживают (сенсорика), запах мамы (предвкушение еды или приятных ощущений) или просто кушать! Когда во время этой приятной для него ситуации (пить молоко, менять подгузники, купание, массаж) Вы с ним разговариваете, смеетесь, улыбаетесь, поете - эти последние, ничего не приносящие ему пока действия, будет "спарены" (paired) с приятными, привычнчми для него поощрениями. И, со временем, убирая первичные поощрения и акцентируя внимание на вторичных (процесс называется fading), можно добиться того, что пение, речь, смех и т.д станут его первичными поощрениями в дополнение к еде, массажу и т.д.
Тем же образом можно переучить человека с аутизмом получат удовольствие от всего, от чего обычно дети получают удовольствие, но Ваш ребенок - нет (пока!) - “супер!”, игра, и т.д (Конечно, это не должно быть что-то, что он ненавидит, допустим, если у него сенсорная сверчувствительность. и объятия будут для него болезненны - данная проблема решается с помощью сенсорной терапии).
Таким образом, чтобы научить ребенка любить тот или иной предмет, который обычно приносит удовольствие, необходимо предоставлять его (дать попробовать или произвести действие, или сказать) одновременно с уже любимым предметом, уже выступающим в качестве поощрения (игрушка, щекотка, еда и т.д)
Например, реебнок любит конфетки, а вам нужно научить его любить, чтобы его хвалили (я проходила этот период с сыном, поэтому на собственном опыте убедилась, что это работает). Допустим, ребенок правильно ответил на Ваш вопрос. Тогда, награждая его конфетой, Вы говорите: "Здорово!", превышая уровень обычных эмоций (это как если бы он выиграл Кубок Мира или открыл Закон Гравитации). В данном случае корректно будет давать ребенку ОБА поощрения одновременно (еда и похвала) в течение 1-3 недель. Как только Вы видите, что ребенку стала нравиться похвала, необходимо постепенно убирать конфеты (либо количество, либо частоту)и награждать только похвалой (fading). Не сразу: сначала, например, 1 раз из 5 не давайте конфету, а только СИЛЬНО хвалите. Например, после 3й и 7й попытки из 10 - ВАРЬИРУЙТЕ "номер" попытки, иначе создастся ненужная привычка! Ребенок не должен предугадать, когда получит поощрение, а когда - нет!
На этой стадии можно также генерализовать речевую подсказку (сами слова - "Супер!" ) до любых слов, произнесенных с ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ ЭМОЦИЯМИ, а не только о определенным набором слов (как новорожденный) - это лучший способ добиться становления третьего уровня поощрений - удовольствие от того, что кто-то получил удовольствие (стемление понравиться или сделать приятное).
Далее вы не даете конфеты после каждых 3-х попыток и т.д. до тех пор, пока конфеты даются только в конце целого упражнения (10 попыток), а затем - оставить только похвалу.
Эта процедура работает с любым предметом или игрушкой. Возьмите, к примеру, звонок. Мало найдется взрослых людей, которым нравится резкий звук звонка, а вот дети, у которых он ассоциируется с окончанием урока, очень позитивно на него реагируют.
УРОВЕНЬ эмоций, которые вы показываете при использовании вербального поощрения, нужно постепенно снижать до обычного, но разница в его тоне должна оставаться разной, чтобы акцентировать разницу между "отлично выполненным" и "Ничего..."
Я надеюсь, к этому моменту все уже согласились, что АБА - не дрессировка, управлением поведением с целью приблизить его до "нормального".
Сортировка поощрений по степени значимости для ребенка дает возможность предоставлять наиболее "сильные" поощрения за наиболее сложные или новые задания, либо работу с новыми людьми или в новой обстановке.
В начале работы поощрение дается за ОТСУТСТВИЕ нежелательного поведения (крик, плач, ИЗЛИШНЯЯ веселость) - то есть если ребенок просто спокойно сидит, без автостимуляций - его УЖЕ можно поощрить. Многие забывают, основной закон - при игнорировании поведения оно будет реже повторяться, поэтому, елси ребенок правильно сидит за столом, а вы совсем перестали его за это поощрять, то он, безусловно, начнет опять сидеть "как зря". Поэтому правильное поведение (взял игрушку, посмотрел и т.д), которое обычно, нужно поощрять так же, как и "работу" с карточками. ЭТО АБА - поощрять желаемое ПОВЕДЕНИЕ (любой вид).
Безусловно, когда он будет сидеть дольше, вы сможете поощрить его больше, и тогда его поведение сидеть дольше за столом укрепится (см. схему работы АБА в файле), и ребенок будет рад повторить эту ситуацию и в дальнейшем, в ожидании поощрения.
Важно уменьшать постепенно частоту поощрения, заменяя ее количеством или более подобающим поощрением. например, если вы приучите ребьенка сидеть за столом правильно в течение 5 минут, а затем каждый раз будете его за это хвалить (и похвала будет для него поощрением), то у него выработается привычка "сижу хорошо" - хвалят. Поощрение не должно быть "по графику". ребенок не должен знать, когда его получит ( в реальной ситуации никто не будет смотреть за его поведением 100% времени). как и в казино играет принцип "авось получится", в финальном варианте поощрение в АБА неравномерно, то есть иногда Вы говорите "ОК", иногда просто одобрительно молчите, иногда расцветаете за особенно хорошо выполненное задание (важно ВСЕГДА это делать для более сложного задания!), то есть вести себя, как повел бы себя "обычный" родитель (конечно. с учетом уровня ребенка и его зависимости от поощрения).
Также можно отсортировать поощрения в зависимости от: - дня (например, в выходные вы поедете на дачу, и игрушки все с собой не унесешь), - вида работы (опять же на улице Вы вряд ли будете кормить его конфетами), - частотой употребления.
Важно в начале давать поощрение СРАЗУ ЖЕ ЗА желаемым поведением (0-3 секунды), иначе, если ребенок успеет, например, повернуться или заняться автостимуляцией пока Вы пишите, то вы поощрите это последнее, нежелательное, поведение. То есть сначала - поощрение, а затем - написание комментариев или смена активности и др.
Аналогично: если вы потеряли темп программы или вам нужно срочно что-то сделать - просто дайте ему чем-нибудь заняться (например, то же поощрение-игрушку). Тогда вы поощрите то, что, пока Вы работаете, он занят.
Далее, при продвижении по программе вперед, Вы сможете дать ребенку возможность выбрать поощрение самому.
Правила поощрения: 1. Поощрение должно нравиться (см. выше как проверить, нравится ли поощрение) 2. Поощрение должно быть доступным только когда поведение является жедательным (н-р, не давайте чипсов, если ребенок делает что-либо неправильно или просто "поесть" ) – иначе ребенку не захочется его получить. нельзя оставлять поощрения в комнате, если Вас там нет - купите коробку для чая с отделениями или сумку с карманами (для еды), положите игрушки высоко на полки! 3. Варьируйте поощрения (как по форме – социальные, натуральные и т.д., см. ниже, так и по типу - конфеты, чипсы; объятия, поцелуи и т.д.) 4. Постоянно проверяйте, нравится ли подозрение (н-р, ребенку наелся чипсов) 5. Используйте поощрения, адекватные возрасту (для более взрослых просмотр ТВ будет более адекватным, нежели поцелуй) 6. Представляйте их по-разному, введите элемент сюрприза 7. Поощрять нужно постоянно (интервалы увеличиваются), иначе желательное поведение исчезнет. 8. Fade (постепенно снижайте) поощрение. 9. Вначале называйте поведение, которое поощряете (“Прекрасно СИДИШЬ!” ) 10. Постепенно переходите к более практичному поощрению и более натуральному (если возможно). 11. не используйте стратегию “если ты сделаешь…, то получишь…” 12. используйте различное поощрение для различных видов поведения.
Виды поощрений (от более простого к более сложному):
Первичные: Н-р: еда /питье +: Доступно, просто в использовании (дома), желание съесть наступает быстро -: можно быстро пресытиться, и тогда поощрение перестает работать; -: иногда непрактично -: ненатурально (кроме случаев. если дается в конце упражнения)
Натуральные: Н-р: вы сказали ребенку “Скажи “кубик”." он говорит: “Кубик”. В качестве поощрения ему дается возможность поиграть с кубиками.
+: натурально, "нормально" -: сложно предложить натуральное поощрение, если ребенок говорит, например, “дом” или не любит играть с кубиками - тогда играть в кубики не будет поощрением
Вторичные: 1. Социальные – объятия, поцелуи, “Супер!”, “Ты - молодец!” или жесты "Во!", "Дай пять!" и т.д. 2. Самопоощрение от того, что другой человек доволен Н-р, ребенок доволен, потому что видит тераписта довольным из-за его хорошего ответа, и из-за этого в следующий раз ребенок опять продемонстрирует правильный ответ 3. Самопоощрение-удовольствие от законченной работы (наивысший уровень, появляется в 3-6 лет). Человек доволен и горд, потому что сделал работу/закончил задание.
АВС ABC - как первые буквы английского алфавита - основа АБА. Это метод, с помощью которого происходит анализ поведения и составляются рекомендации по его коррекции.
А - Antecedent (Предшествующая ситуация) В - Behavior (Поведение) С - Consequence (Следствие)
Например, нам нужно скорректировать истерики ребенка. Вы сейчас можете понять. почему он кричит? Нет, конечно - мы не знаем, где он, с кем он, какая на нем одежда и т.д, то есть все "неприятно", что с ним может случиться, включая сенсорные проблемы. Если он говорит, то понять, что является А будет легко. Если нет - сделайте таблицу из 3-х граф (А-В-С). В графе А опишите все, что Вы замечаете, что предположительно влияет на ребенка - изменение света в комнате, слишком тесная одежда, кто-то посторонний вошел в комнату. В графе В опишите, что конкретно делает ребенок - кричит, плачет, бросает вещи и т.д. В графе С опишите все, что следует за плачем - Вы сдались и дали ему то, что он требует или он нашел игрушку и т.д.
Ведя такой "дневничок" на протяжении какого-то времени можно понять. что обычно происходит ДО нежелательного поведения и что - ПОСЛЕ, и тогда, Вы увидите, что поведение обычно заканчивается ЧЕМ-ТО, после чего ребенок успокаивается. Это будет то, чего он добивается. Если то, что он хочет - нормально, то почему бы не выбрать способ научить его просить данную вещь? Если же то, что он хочет, не следует давать, что выбирается процедура extinction (то есть игнорирование нежелательного поведения до окончания этого поведения). Сначала тенденция будет к нарастанию нежелательного поведения, затем будет пик нежелательного поведения, а затем - резкий спад, когда ребенок поймет, что истерикой ничего не добьется.
Метод АВС - универсален. С его помощью можно проанализировать любой навык и поведение.
Например, учим ребенка просить машинку. Сначала мы всегда несколько раз за сеанс подсказываем ребенку название предмета. Затем ждем не более 3-х секунд. Если ребенок называет предмет - ура! Если нет - опять подсказываем. А - Мы говорим, например, "машина". В - Ребенок повторяет "машина". С - Мы даем машинку.
Если к ребенка проблемы с памятью, на 6-й раз он не вспомнит название предмета, и мы лопять будем ему подсказывать. Через 2 дея он все еще не помнит названия. Проверим, какова наша процедура. А - Мы говорим, например, "машина". В - Ребенок повторяет "машина". С - Мы даем машинку.
То есть вслед за ПОВТОРЕНИЕМ СЛОВА МАШИНА ребенок получает машинку. Он получает машинку за ИМИТАЦИЮ, а не просит ее. Если нашей целью было ПОВТОРЕНИЕ слова, то все было бы верно. Но если мы хотим, чтобы он просил, процедуру нужно поменять. А - Мы говорим, например, "машина". В - Ребенок повторяет "машина". С - Мы говорим "здорово!"или даем конфетку Далее - А - ждем, чтобы он попросил сам машинку еще раз, В - он говорит "машинка" С - мы даем ему машинку. Опять анализ поведения - он стал повторять слово 2 раза. Смотрим процедуру еще раз - конечно. мы сразу за предыдущей попыткой имитации слова ждем, чтобы он второй раз скащал это же слово - и даем машинку. Вывод - между первой и второй попыткой нужно сделать временной интервал или вставить "отвлекающее" упражнение (та же имитация другого слова, движения - что-то легкое).
А - Мы говорим "машина". В - Ребенок повторяет "машина". С - Мы говорим "здорово!"или даем конфетку Далее - А - просим, чтобы ребенок сыимтировал наши 2 движения руками В - ребенок выполняет С - мы награждаем ребенка (всем, кроме машинки) А - ждем, чтобы он попросил сам машинку еще раз, В - он говорит "машинка" С - мы даем ему машинку.
Written by Inna M. Kachler © December 2006, Revised April 2009
|
| | | lenlenka100 Покоряю предложения
Сообщения : 1283 Возраст : 48 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пт 7 Мар 2014 - 22:46 | |
| Видео с занятиями по АВА (на английском,правда,но саму концепцию занятий можно понять)... [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ... re=related [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ... re=related [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ... re=related [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ... re=related На русском языке. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ... re=related [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ... re=related [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ... re=related [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]А это сочетание нескольких программ в одном занятии (АВА,сенсорная интеграция,Cан-Райс) [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ... re=related |
| | | lenlenka100 Покоряю предложения
Сообщения : 1283 Возраст : 48 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пт 7 Мар 2014 - 23:04 | |
| Вот,пошаговое руководство для проведения занятий по АВА. Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов. Кэтрин Моррис,Джина Грин,Стивен К.Льюис. [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] |
| | | swetlana kalac Перехожу на слова
Сообщения : 159 Возраст : 45 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пн 17 Мар 2014 - 23:06 | |
|
Последний раз редактировалось: swetlana kalac (Пн 17 Мар 2014 - 23:16), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | swetlana kalac Перехожу на слова
Сообщения : 159 Возраст : 45 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пн 17 Мар 2014 - 23:08 | |
|
Последний раз редактировалось: swetlana kalac (Пн 17 Мар 2014 - 23:18), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | swetlana kalac Перехожу на слова
Сообщения : 159 Возраст : 45 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пн 17 Мар 2014 - 23:13 | |
|
Последний раз редактировалось: swetlana kalac (Пн 17 Мар 2014 - 23:29), всего редактировалось 1 раз(а) |
| | | swetlana kalac Перехожу на слова
Сообщения : 159 Возраст : 45 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пн 17 Мар 2014 - 23:19 | |
| НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ |
| | | swetlana kalac Перехожу на слова
Сообщения : 159 Возраст : 45 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пн 17 Мар 2014 - 23:22 | |
| |
| | | swetlana kalac Перехожу на слова
Сообщения : 159 Возраст : 45 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пн 17 Мар 2014 - 23:31 | |
| |
| | | lenlenka100 Покоряю предложения
Сообщения : 1283 Возраст : 48 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Пн 17 Мар 2014 - 23:37 | |
| |
| | | swetlana kalac Перехожу на слова
Сообщения : 159 Возраст : 45 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Вт 18 Мар 2014 - 0:32 | |
| Не за что, просто хотела выложить ссылку , где Азимова дает лекцию, для родителей , там так все разжевано, только проглотить.Она расползается и не читается, обидно. Завтра попробую еще раз. |
| | | swetlana kalac Перехожу на слова
Сообщения : 159 Возраст : 45 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Вт 18 Мар 2014 - 0:33 | |
| |
| | | swetlana kalac Перехожу на слова
Сообщения : 159 Возраст : 45 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Вт 18 Мар 2014 - 0:44 | |
| |
| | | Кулёна Наипушистейшая Покоряю предложения
Сообщения : 3307
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Вт 18 Мар 2014 - 4:58 | |
| |
| | | КсенияР Покоряю предложения
Сообщения : 1045
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Вт 1 Апр 2014 - 16:06 | |
| Лена, а как ты составляла программы для Максима? |
| | | lenlenka100 Покоряю предложения
Сообщения : 1283 Возраст : 48 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: ABA - Applied Behavior Analysis Вт 1 Апр 2014 - 21:33 | |
| - КсенияР пишет:
- Лена, а как ты составляла программы для Максима?
Ну,примерно вот так,как тут: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Сначала даже таблицы вела,потом плюнула...Ну и миллион картинок с предметами-в помощь.Я распечатывала их с компа,рисовала сама.покупала дидактические материалы для школы и детсада.Можно в одно занятие учить классифицировать предметы (животные,посуда.мебель и т д..),можно просто брать 20 карточек с предметами и наяривать запоминание/запечатление,чередовать это с действиями (дотронься до носа.покажи глазки,подними руку..и т д).Не останавливаемся на одном и том же,на след день-новые слова,новые карточки и действия,чтобы не превратилось в стереотип.Но,потихоньку,нет-нет,но повторяем ранее усвоенное...На улице,просто дома-тренируем на предметах,которые видим в быту,по дороге и т д..Т.е.,как чукча-идём и поём обо всём,что видим..Не забываем проверять.слышит ли нас ребёнок,не ушёл ли в себя,смотрит ли на показываемый предмет. Это и есть АВА "по-смоленски" Предварительно,для установки глазного контакта и вообще,какого-либо контакта и хотя бы минимальной усидчивости и концентрации внимания настоятельно рекомендую холдинг-терапию,но проведённую ПРАВИЛЬНО,без сачков и бесполезных соплей-жалелок себя и ребёнка. |
| | | | ABA - Applied Behavior Analysis | |
|
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |