TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read).
Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler специально для детей страдающих аутизмом , но постипенно этот метод стал применяться для детей с другими нарушениями ( дцп , олигофрения , болезнь Дауна и тд )
Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании , Франции и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.
Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.
Речь идет о трех основных принципах:
• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития. Для этого используют тесты позволяющие проводить исследования у детей от 3 лет до 21 года жизни с определением их когнетивного возраста , проблемм в развитии .
• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей. Учитывается , что ребенок в 3 года начинает посешать учебное заведение , а после его окончания сможет продолжить обучение в коледже , либо поступить в впец. учереждение другого типа , либо остаться в семье
• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним. Эта программа позволяет проводить занятия с ребенком по нескольким направлениям как индивидуально , так и в группе , классе .
Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:
· Имитация
· Восприятие
· Крупная моторика
· Тонкая моторика
· Координация глаз и рук
· Элементарная познавательная деятельность
· Речь
· Самообслуживание
· Социальные отношения
Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, изменять освещение ,убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики.
Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).
Необходимы для выполнения упражнений материалы - это обычные предметы, которые, как правило, всегда есть дома и в школе. Благодаря такому подбору материала достигаются сразу две цели:
1) переноса приобретенных умений в новое место (из школы в дом и наоборот);
2) низкая стоимость применяемого материала.
Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды. Постипенно в эти сложившиеся жизненные стереотипы начинают вносить изменения .
То есть, эта методика исходит из концепции, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы с учетом их сенсорного предпочтения . Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам ребенок довольно быстро усваивает усваивает . Всем вещам присуждается определённое место. Положение вещей в комнате не меняется, причём педагог и родители стараются создать определённую логику. Скажем, расставляя книги , игрушки, посуду, выстраивая в комнате зону для работы, зону отдыха , зону сна.
Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Педагог целое занятие, а то и месяц занятий может просто находиться в комнате с ребёнком, пытаясь подключиться к деятельности ребёнка , наблюдая за ним . Для педагога важно, привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, чтобы потом ребёнок САМ захотел контакта и предложил его. При этом педагог не пытается жёстко контролировать и прекращать стереотипии ребёнка, а, наоборот, использует их, подключается к ним, немного изменяя ракурс, чтобы ребёнок позволил внести изменения в его стереотипные действия и тем самым вступит в контакт с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.
На первичный поиск контакта может уйти от недели до 1 месяца .Для этого первично педагог использует максимально возможные игровые и сенсорные раздражители. Занятия могут проходить в песочнице, на качелях, внутри туннеля или тканевого домика. На занятии темп и вид деятельности, занятия и контакта задаёт всегда ребёнок, а взрослый только следует за ним, направляя и корректируя уже выбранное ребёнком действие. Если необходимо занятие за столом, то ребёнка постепенно приучают к знакам, дающим сигнал к началу занятия за столом. Каждое коррекционное занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Занятия ведутся по определенному визуальному расписанию . Порядок выполнения задания остается неизменным : всея работа выполняется слева на право и сверху вниз. Все пособия с которыми ребенок уже отработал занятие сразу же убираются со стола . Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Существует и зона отдыха с игрушками . Для приема пищи организуется зона еды. Все зоны маркируются карточками - символами зон. Это позволяет сделать среду более понятной и снизить тревожность .
Определённые действия усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки ( PECS ) . Например, для обозначения еды - карточка с тарелкой, сна – рисунок кровати. . Принято , что педагог (мама) показывают ребёнку карточки и проговаривает слово вслух , даже если у ребенка сформирована речь . Ребёнок, не имеющий речи, также использует для общения карточки-подсказки. При достаточном речевом развитии, можно предложить ребенку карточки- подсказки с зарание напечатанным текстом вместо картинок .
При видимой схожести методик TEACCH и ABA имеется яркое различие: TEACCH старается создать комфортную среду для развития ребёнка, а АВА вводит ребёнка в уже имеющуюся среду. То есть, TEACCH меняет среду, а АВА – самого ребёнка. По TEACCH педагог следует за ребёнком, отдавая инициативу ему, а по АВА ребёнок является ведомым на значительном этапе от начала коррекции до того момента, когда его психо-эмоциональное развитие выравнивается до достаточно высокого уровня. Например при работе над коммуникацией в этой программе педагог будет обучать ребенка общению с использованием карточек PECS , языка жестов , разговорной речи . Постипенно ребенок может сам определить какой способ общения ему удобнее использовать в жизни .
Если ребёнок использует какие-то предметы не по назначению, что опасно для него – эти предметы тоже будут изыматься. Например, многие дети с аутизмом поедают несъедобные предметы – пластилин, клеящий карандаш. По TEACCH для минимизации этих проблем из сферы занятий будет изъята лепка из пластилина и изготовление коллажей. Будет введена работа с тестом. Также развитие по TEACCH приводит к тому, что ребёнок может быстрее адаптироваться к окружающему миру, чувствуя себя комфортно в специально созданной среде. Этому помогают визуальное расписание , правила поведения , карточки - напоминалки для более успешного общения с окружающими ребенка людьми .
Отдельные проблемные ситуации по TAECCH прорабатываются с ребёнком зарание , отрабатывая правильную реакцию . Скажем, когда ребёнок хочет пить, он может взять кувшин или бутырку с водой и налить в чашку воду. Этому помогут карточки с поэтапным напоминанием процедуры наливания воды в стакан от момента открывания крышки бутылки , до момента убоки использованног и вымытого стакана в шкаф . Когда ребенок сможет самостоятельно выполнять всю последовательность действий , то остается финишная карточка , а все лишние убирают .
Эта программа используется если у ребёнка сложные сочетанные состояния, и аутизм усугублён умственной отсталостью в глубокой стадии, а родители планируют сделать жизнь ребенка более предсказуемой и понятной для него . Это значительно уменьшает риск развития негативного поведения , развитие когнетивного и сенсорного стресса . АВА отлтчно сочетается с этим методом , несмотря на то , что между их приверженцами существуют некоторые разногласия . Но это уже больше вопрос маркетинга .