Вашему вниманию предлагается
перспективное планирование работы
Учителя-логопеда
ГОУ д/с №2509
Чистовой Л.А.
(2009-2010 год) Я так понимаю, это планирование в подготовительной группе детей с ОНР-III, видимо?
Обследование детей
(первая половина сентября)
1.Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
2.Сбор анамнестических данных.
3.Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Первый период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие общих речевых навыков
1.Работа над четкостью, координированностью движений органов артикуляции.
2.Формирование правильного речевого дыхания.
3.Умение пользоваться громким и тихим голосом.
Произносительная сторона речи
1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
2.Воспитание внимания к звуковой стороне речи.
3.Постановка и автоматизация неправильно произносимых или отсутствующих звуков (индивидуальная работа).
Слоговая структура и звуконаполняемость слов (на материале правильно произносимых звуков)
1.Двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток).
2.Трехсложные слова без стечения согласных (собака, Теленок).
3.Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (кнут, волк).
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
1.Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.
2.Гласные звуки: у, а, и, э, о, ы.
3.Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа, оуэ).
4.Гласный в начале, в конце слова, в середине односложных слов.
5.Согласные звуки: п-п’, т, к-к’, м-м’, л’, х-х’, й, с.
6.Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
7.Понятия «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
8.Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо).
9.Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (сом, кит).
10.Буквы «у», «а», «и», «п», «т», «к», «м», «о», «ы», «с».
11.Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами, односложных слов; выкладывание слов из букв.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам: «Осень», «Ягоды», «Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Деревья», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».
Грамматический строй речи (по лексическим темам первого периода обучения)
1.Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа.
2.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
3.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида.
4.Согласование существительных с прилагательными (род, число, падеж).
5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развитие связной речи
1.Составление простых распространенных предложений.
2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
4.Заучивание небольших текстов.
Развитие мелкой моторики
1.Обводка, раскрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам первого периода обучения).
2.Составление фигур, узоров из элементов.
3.Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
4.Печатание пройденных букв.
Работа с родителями
1.Анкетирование родителей.
2.Консультация на тему «Причины речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».
Работа с воспитателями
Консультация на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста».
Второй период обучения
(декабрь, январь, февраль)
Развитие общих речевых навыков
1.Работа над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.
2.Знакомство с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Произносительная сторона речи
1.Продолжение работы по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи звуков.
2.Автоматизация и дефференциация поставленных звуков.
Слоговая структура и звуконаполняемость слов
1.Двухсложные слова со стечением согласных (плита, миска).
2.Трехсложные слова со стечением согласных (конфеты, кукушка, продавец).
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
1.Звуки с-с’, з-з’, б-б’, т’, д-д’, г-г’, ш, л, ж, р-р’.
2.Буквы «н», «я», «з», «х», «б», «в», «д», «э», «г», «ш», «е», «л», «ж», «ё», «р», «и».
3.Полный звуковой анализ слов типа: Нина, косы, батон, кубик, бумага, кошка, стул, волк, плита, красный, страна.
4.Различать на слух твердые и мягкие согласные.
5.Преобразовывать слова путем замены или добавления звука.
6.Делить слова на слоги, ввести понятие «слово», «слог, как часть слова».
7.«Предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
8.Элементарные правила правописания:
а)раздельное написание слов в предложении;
б)точка в конце предложения;
в)употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных;
г)правописание буквы «и» после букв «ж», «ш».
9.Составлять слова из пройденных букв.
10.Читать слова по слогам.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новый год», «Мебель», «Транспорт», «День защитника отечества», «Семья», «Дом».
Грамматический строй речи
1.Употребление падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
2.Согласование прилагательных с существительными (род, число, падеж).
3.Согласование существительных с числительными.
4.Образование слов с помощью суффиксов, приставок и словосложения.
5.Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных.
6.Уточнение значения простых предлогов места (В, НА. ПОД, НАД, У, ЗА, ПЕРЕД).
Развитие связной речи
1.Перессказ и составление рассказа по картинке и серии картинок.
2.Самостоятельное составление описательных рассказов с опорой на схему.
Развитие мелкой моторики
1.Развитие пальчиковой моторики.
2.Развитие конструктивного праксиса.
3.Обводка и штриховка фигур.
4.Усложнение работы с карандашом: обводка по контору, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.
5.Составление букв из элементов.
6.Печатание букв, слов, предложений.
Работа с родителями
Консультация по теме «Предупреждение заикания у детей».
Работа с воспитателями
Консультация на тему: «Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей».
Третий период обучения
(март, апрель, май, июнь)
Общие речевые навыки
1.Речевое дыхание.
2.Темп и ритм речи.
3.Интонационная выразительность речи.
Произносительная сторона речи
1.Постановка неправильно произносимых и отсутствующих звуков в речи детей (индивидуальная работа).
2.Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Слоговая структура и звуконаполняемость слов
1.Двухсложные и трехсложные слова со стечением согласных.
2.Двухсложные и трехсложные слова с двумя стечениями согласных.
3.Слова сложной слоговой структуры.
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
1.Звуки: ч, ц, щ.
2.Буквы: «ь», «ч», «ю», «ц», «ф», «щ», «ъ».
3.Звуковой анализ слов из 3-6 звуков без наглядной основы, подбор слов по моделям.
4.Слоговой анализ слов и анализ предложений.
5.Слитное чтение слов, предложений, коротких текстов.
6.Два способа обозначения мягкости согласных на письме:
а)с помощью мягкого знака в конце, в середине слова
б)с помощью гласных букв «и», «я», «е», «ё», «ю».
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», «Женский день», «Профессии», «Посуда», «Продукты», «Насекомые», «Человек», «Цветы», «9 Мая», «Школа», «Одежда», «Лето».
Грамматический строй речи
1.Значение простых и сложных предлогов, правильно употребление предлогов.
2.Правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
3.Образование наречий от прилагательных.
4.Образование форм степеней сравнения прилагательных.
5.Подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов; составление предложений с данными словами.
6.Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, словосложения (самовар, лесоруб).
Развитие связной речи
1.Самостоятельно составление описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картинок.
2.Составление сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
3.Составление рассказов.
Развитие мелкой моторики
1.Развитие пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
2.Развитие конструктивного праксиса.
3.Обводка и штриховка фигур.
4.Составление букв из элементов.
5.Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
Работа с родителями
1.Анкетирование.
2.Консультация на тему «Ваш ребенок идет в школу».
Работа с воспитателями
Консультация на тему «Особенности подготовки к обучению грамоте детей с нарушениями речи».