Предисловие:
Ах, какая горячая пора была у вас, уважаемые родители! Шутка ли, снарядить ребенка в школу, общеобразовательную или столь популярную сейчас эстетического воспитания. Отзвенели первые звонки, улеглись первые волнения. На смену им пришли новые тревоги и переживания.
Как первоклашка входит в коллектив сверстников, гладко ли складываются его взаимоотношения с учителем, по силам ли нагрузка? Особенно много поводов для беспокойства в том случае, если ребенок до школы воспитывался дома ( а таких детишек все больше и больше) и впервые попал в совершенно новую и незнакомую обстановку большого коллектива!
Какие они разные, наши малыши! Сразу обращают внимание на себя дети чрезмерно подвижные, легковозбудимые, как говорят специалисты, гипермоторные, расторможенные. Они крикливы, подчас плаксивы и раздражительны, без толку суетливы. На переменках носятся по коридору потные, разгоряченные, не замечая ничего на своем пути, то и дело получая нарекания от взрослых. Накричавшись и набегавшись, очень быстро устают, истощаются, поэтому их работоспособность на уроке низка. Они не могут заставить себя слушать учителя, школьные науки даются им с большим трудом. Нередко гипермоторные дети не успевают за темпом работы класса, не понимают роди учителя и своей роли ученика. Утомившись, могут посреди урока выйти из класса без разрешения педагога или ... заснуть. Требования же для всех учеников едины: дисциплинированность, усидчивость, внимательность, сосредоточенность, терпение. Как же трудно бывает расторможенным ребятишкам приспособиться к школе, нелегко с этими детьми учителям и вам, родителям!
Лучше всего обратиться за помощью к специалистам- врачам, психологам. Но и вы можете помочь своему ребенку поскорее приноровиться к новым для него условиям, требованиям, обстановке. Возьмите под контроль необузданную энергию своего чада, направьте ее в полезное русло. Помогут вам в этом
специальные подвижные игры!
Игра-самое естественное состояние ребенка- исподволь научит его находить общий язык со сверстниками, по-доброму, без ссор и крика договариваться с ними, сосредотачиваться в нужный момент и расслабляться, быть терпеливым и послушным, а пяти-шестилеток подготовит к школе. Сначала позанимайтесь с ребенком дома индивидуально, задавая темп, ритм в игре, средний или медленный, если ребенок ослаблен, плохо физически и психологически подготовлен, почаще делая паузы для отдыха. А уж затем пошире откройте двери для соседских ребятишек, дворовых и школьных друзей своего непоседы, пригласите их к участию в игре. Пока стоит хорошая погода, почаще играйте на улице.
Найди и промолчи!
Обратитесь к детям: "Посмотрите, какой у меня красивый карандаш (можете взять яркую коробочку, кубик, мячик, игрушку- главное, чтобы предмет был небольшим). Закройте глаза или отвернитесь, а я его спрячу и хотя положу на видное место и не буду ничем закрывать, отыскать вам карандаш будет нелегко. Не подсматривайте!" Пока дети закрывают глаза, становятся к вам спиной, делайте вид,что по всей комнате ищете место, куда бы спрятать карандаш. Сами же украдкой сунете его, например, в нагрудный карманчик своего платья так, чтобы кончик карандаша выглядывал оттуда. Попросите детей открыть глаза, походить по комнате, поискать предмет.
Обратитесь к детям:
Но перед этим сообщите им еще одно важное условие игры, которое необходимо выполнить: тот, кто заметит спрятанный карандаш, не должен показать вида, а тихонько отойти в сторону, сесть на место. Через 2-3 мин. закончите игру и попросите ребят показать, где был спрятан предмет. Выигрывает тот, кто первым отыскал карандаш и сумел сдержать себя до конца игры. Возьмите другой предмет, выберите для него иное укромное местечко и поиграйте в "Найди и промолчи" еще раз.
Эта незамысловатая игра поможет успокоить самых неугомонных детей. Она развивает наблюдательность, силу воли, тормозные реакции.
Мяч не теряй!(Больше подходит для педагогов, т.к. нужно много мячей)
Раздайте детям средние или маленькие мячи : "Можете играть с мячиком, как хотите!" Ребятишки разбегаются в разные стороны, катают, подбрасывают, ловят, отбивают мячи о пол, бросают их в стенку или друг другу. Но стоит вам произнести:"Мяч не теряй, вверх поднимай", все останавливаются, и каждый показывает свой мяч. Можете усложнить игру. Предложите детям
-посмотреть на поднятый вверх мяч, потянуться к нему, опустить руки вниз;
-развести их в стороны, соединить перед собой, переложить мяч из одной руки в другую;
-наклониться, положить мяч на пол, поднять его;
-присесть, покатать мяч по полу от правой ладони к левой и наоборот;
-встать, выпрямиться, поднять мяч вверх обеими руками, прогнуться назад и передать мяч стоящему сзади ребенку (если игра групповая) или вам.
Победителем выходит тот, кто ни разу не уронил мяч, сохранил правильную осанку, выполнил все ваши задания четко и красиво.
Игра тренирует координацию движений в крупных и мелких мышцах, формирует хорошую осанку, тормозные реакции, развивает навыки владения мячом.