СмоЛенка Учитель-дефектолог, логопед
Сообщения : 149 Откуда : Смоленск Работа : СОГОУ Центр диагностики и консультирования,учитель-дефектолог, логопед
| Тема: Лингвистические игры Сб 15 Янв 2011 - 14:02 | |
| Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют "духом языка". М. Горький
Есть дети, которые, кажется, и не умеют говорить. Спрашиваешь у них что-нибудь, а они молчат, будто в рот воды набрали. Они умеют произносить все звуки и слова. Вроде бы и знают, что нужно сказать - мысли есть, но… нет слов, нет "активного словарного запаса". А помочь развить этот активный запас могут - и притом очень эффективно! - лингвистические (или словесные) игры. Успех Вашего ребенка в жизни, в учебе, его самооценка и оценка окружающих отчасти связаны с количеством сыгранных им лингвистических игр. Количество их огромно и каждая из уже придуманных и опробованных игр имеет массу вариаций, стоит лишь подключить Вашу фантазию. Вот лишь малая часть словесных игр, которые пригодятся вам для развивающих занятий с детьми, а так же для того, чтобы скоротать время в дороге или поликлинике. Малыши, которые занимаются в нашем развивающем центре "Эрудит" очень любят эти игры, не представляя без них занятий по развитию речи.
1. Полслова. Взрослый называет половинку слова (один или два слога), ребенок "достраивает" слово, называя оставшиеся слоги или слово целиком. Например: взрослый называет "Му..", ребенок отвечает "…ка" или "мука". Усложняя игру, можно просить ребенка подобрать не одно, а несколько слов. Можно также "тематизировать" слова, предлагая придумывать их по определенной теме.
2. Какой, какая. Есть несколько вариантов игры - прямые и обратные. - Взрослый называет предмет, ребенок отвечает на вопрос: "Какой этот предмет, каким бывает этот предмет" (сразу уговор, что цвет не называть). Например: взрослый называет слово "елка", ребенок называет качества "колючая, пушистая, новогодняя, нарядная, душистая и т.д." - Взрослый называет качество, ребенок подбирает подходящий по смыслу предмет. Например: "Что может быть пушистым?" Возможные ответы: кошка, снег, елка и т.д. Усложняя игру, нужно требовать, чтобы ребенок не только правильно подобрал предмет по смыслу, но и верно согласовал падежи. Например: пушистый - снег, зубастый - волк, нарядное - платье, и т.д. - вариант отрицания: и в прямой и в обратной игре ребенок должен придумать такое качество (или предмет), чтобы получилось сочетание, которого на свете не бывает ( мы так и называем эту игру "Чего на свете не бывает"). Например: что не может быть горячим - снег, каким не может.
3. Загадки. Взрослый предлагает ребенку угадать, какой предмет загадан. При этом взрослый сообщает некоторые важные свойства загаданного предмета. Потом предлагается ребенку самому придумать аналогичные загадки. Пример загадки: это животное очень большое, у него длинная шея, тонкие ноги и пятнистая шкура (жираф).
4. Чудесный мешочек. В мешочек кладется набор предметов. Это могут быть овощи и фрукты, небольшие игрушки, набор канцелярских принадлежностей и т.д. Ребенок на ощупь пытается определить, какой предмет ему попался. Вначале нужно продемонстрировать ребенку, что вы кладете в мешочек, усложняя игру, можно предлагать неизвестный заранее набор. Кроме того, нужно понуждать ребенка не просто назвать предмет, а сначала описать его форму, отличительные качества, материал, из которого он сделан. Если играют несколько детей, то пусть другие дети угадают, что ребенок нащупал по его описанию. 5. Настоящий или нет. Детям предлагается придумать, какое они животное, или овощ, или другой предмет. Взрослый сообщает, что сейчас он выяснит, настоящий это предмет или нет. Для этого взрослый задает ребенку различные вопросы (и провокационные!), ребенок должен не сбиться и отвечать правильно. Хорошо, если вопросы бывают смешные, тогда игра проходит живо и весело. Если играют два и более ребенка, то после того, как игра освоена, нужно попросить детей самих задавать вопросы вызванному ребенку. Например, ребенок загадал зайца. Вопросы могут быть такие: У зайца длинные уши, да или нет? Заяц часто гоняется за волком, да или нет? Больше всего на свете заяц любит есть мясо, да или нет?
6. Категории. Взрослый называет несколько предметов из одной категории, ребенок обобщает и называет категорию. Например, взрослый называет шкаф, стул, кресло, ребенок отвечает, что это мебель.
7. Я знаю пять названий. Игра, обратная предыдущей. Взрослый называет категорию, ребенок называет 5 названий предметов из этой категории (можно начать с одного названия, а затем увеличивать число слов).
8. Лишнее слово. Взрослый называет несколько слов из одной категории и добавляет туда "лишнее" слово. Ребенок называет "лишнее" слово и объясняет, почему именно оно не подходит. Пример: в наборе слов "кроссовки, шапка, кеды, сапоги" лишнее слово "шапка", т.к. это головной убор, а все остальное - обувь.
9. Один - много. Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок называет во множественном (причем в родительном падеже). Например: один рукав - много рукавов, одна нога - много ног и т.д.
10. Если компот из слив… Взрослый называет, из чего сделано варенье, или сок, или компот, дети говорят, как оно (он) тогда называется. Например, компот из слив - сливовый, сок из помидоров - томатный и т.д.
11. Шлагбаум Игра, в которую хорошо поиграть в конце занятия. Вы говорите, что выйти из комнаты сможет только тот, кто назовет слово на заданную букву, или назовет "зимнее слово" (слово, связанное с зимой). Усложняя игру, можно попросить называть не одно, а несколько слов на заданную букву.
Оксана ГУСАКОВА
http://www.detochki.aaanet.ru/gzg/lidd2.html
|
|
Филина Светлана Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 2555 Возраст : 44 Откуда : Смоленск, Покровка Работа : учитель-логопед, олигофренопедагог Награды :
| Тема: Re: Лингвистические игры Сб 15 Янв 2011 - 16:19 | |
| СмоЛенка, игры интересные, и понятные родителям! Спасибо за нужный материал! [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] |
|