Формирование моторики в процессе развития ребёнка совершается очень медленно - на протяжении многих месяцев и лет.
Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, т. к. оказывают огромное влияние на развитие всех психических процессов ребёнка, и в первую очередь, речи.
Развитие руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Как и другие движения малыша, схватывание сначала проявляется как
врождённый рефлекс (хватательный рефлекс Робинзона).
В
4 – 5 месяцев схватывание предмета приобретает характер
приобретенного, условного рефлекса. Постепенно хватание совершенствуется, малыш при этом кладёт на предмет всю ладонь и пальчики. Это так называемое "обезьянье хватание".
Только
на 9-ом месяце ребёнок начинает брать предмет пальцами, а
на 11 – 12-м месяце появляются первые попытки пользоваться предметами по их назначению: пить из чашки, зачёрпывать кашу ложкой, расчёсывать волосы гребёшком и т. д.
На 11- 12 месяце жизни ребёнок начинает манипулировать двумя предметами. Появляется то, что можно определить как элементарное планирование действий: взяв в руки палочку, ребёнок ищет, куда её воткнуть, и т. п.; если ему дают коробочку, а крышку не дают, то он пытается достать крышку и после этого одеть её на коробочку и т. д.
Действия ребёнка с предметами оказывают большое влияние на развитие функций мозга. Захватывая находящиеся вблизи предметы (игрушки), манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые опыты в познании окружающего его предметного мира.
Кроме того, давно установлена тесная связь между развитием мелкой моторики рук и речи.
Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, т.к. речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2-2,5 месяца, что для маленького ребёнка очень много.
Самым элементарным упражнением для активизации моторных функций может служить яркая забавная игрушка, подвешенная над кроваткой/коляской малыша. Игрушка должна быть подвешена так, чтобы ребенок мог дотянуться до нее, осмотреть, ощупать.
Кроме того, уже практически с рождения можно играть с малышом в пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока" и т.д.).
Примеры пальчиковых игр и других упражнений по развитию мелкой моторики рук у малышей можно найти
ЗДЕСЬ