Нашла интересный ТЕСТ
"Выбираем профессию ребенку"Выбор профессии определяется несколькими качествами личности
Интроверт/экстраверт Такие качества, как интроверсия и экстраверсия, определяют способности малыша к взаимодействию с окружающими. Ребенка-экстраверта постоянно привлекает все новое. Он очень быстро осваивает пространство, любит общение, его не смущают незнакомые люди и шумные компании. Ребенок-интроверт, наоборот, предпочитает уединение, сосредоточенность на каком-то одном занятии. Он может долго заниматься с одной игрушкой, не испытывая при этом ни малейшего дискомфорта. Если вы спросите кроху: «Расскажи, как ты отдыхал летом?» — экстраверт начнет описывать объективно: море, горы, пляж, санаторий... Интроверт будет говорить об этом через свои переживания: «Мне понравилось, что...» и т. д.
Игровой практикумПоиграйте с ребенком в «гостей». Экстраверт скорее выберет роль приглашенного, а интроверт предпочтет принимать гостей у себя дома. Предложите малышу позвать в гости свои игрушки. Ребенок-экстраверт соберет огромную компанию плюшевых друзей, в то время как малыш-интроверт ограничится парой любимых игрушек. Спросите, чем малыш будет заниматься с гостями. Экстраверт предложит побеседовать, придумает забавы. Интроверт для гостей выберет развлечения, которые не будут нарушать его личное пространство — например, посмотреть мультфильм или порисовать.
Сенсорик/интуитСоотношение качеств сенсорика-интуиция связано с восприятием информации пространства (сенсорика) и времени (интуиция). Малыши-сенсорики рано начинают пользоваться ложкой, пытаются с помощью пульта включить телевизор, а телефон прикладывают к уху. Эти дети солидны и неторопливы. В комнате у них порядок. В садике они подолгу одеваются и раздеваются, тщательно раскладывают свои вещи в шкафчике. Интуиты обычно худенькие, подвижные, с детства отличаются умением находить нестандартные решения, легко приспосабливаются к новой обстановке. При этом, увлекшись делом, малыш-интуит может просто заснуть от усталости там же, где играл. Интуитов сложно уложить спать в определенное время — они живут как бы по своему хронометру. В их комнате царит творческий беспорядок.
Игровой практикумПоиграйте с малышом в «магазин». Расположившись на кухне, предложите ребенку выбрать любимый овощ или фрукт из нескольких. Сенсорик осмотрит предмет со всех сторон, потрогает каждый, может даже понюхать, спросит — мытые ли они. Интуит, скорее всего, возьмет первый попавшийся фрукт. А если и будет выбирать, то не по внешним признакам, а по своим внутренним ассоциациям — например, потому, что у него любимый цвет — зеленый...
Логик/этикПонятия «логика», «этика» указывают на особенности мышления ребенка. Малыши-логики с детства чувствуют причинноследственные связи. Они внимательны к деталям — быстро учатся собирать пирамидки и пазлы, могут додуматься до принципа умножения и деления. Например, пересчитав два ряда пуговиц на пиджаке, догадаться, что два ряда по пять — это то же число 10, которое получится, если просто пересчитать пуговицы. Деткам-этикам более важны эмоции — они, как локаторы, улавливают настроение взрослых, начинают сопереживать им. Если ребенок-логик будет внимательно наблюдать за расплакавшимся малышом, то ребенок-этик, скорее всего, и сам расплачется. Ребенок-этик, пожалев бездомного щенка, будет упрашивать маму взять его домой.
Игровой практикумПоиграйте с чадом в «больницу». Какую роль предпочтет ребенок — врача (логик) или пациента (этик)? Как он будет лечить — «выписывать лекарства» и «назначать процедуры» (логик) или расспрашивать о самочувствии и жалеть пациента (этик)? Малыш-логик начнет делать уколы, а ребенок-этик постарается избежать таких процедур. Однако именно этики становятся лучшими врачами — умение сопереживать чужому горю делает их хорошими терапевтами и педиатрами.
Рационал/иррационалУ малыша-рационала все должно быть спланировано заранее и выполняться четко по плану. Его нужно заранее предупреждать о возможных поездках, походах к врачу и т. д. Непредвиденные ситуации выбивают такого ребенка из колеи. Ему лучше закончить одно дело и только потом приниматься за следующее — по порядку. Иррационалы, напротив, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям. Про таких детей обычно говорят: «У него семь пятниц на неделе». Им нужна свобода действий и свобода выбора — излишняя заорганизованность плохо отражается на малышах-иррационалах. Они могут делать несколько дел одновременно и быстро переключаться.
Игровой практикумПоиграйте в «уборку». Для этого вам понадобятся веник, совок для мусора, ведро, тряпка для пыли, игрушечная гладильная доска и детский утюг. Скажите, что скоро придут гости-игрушки и нужно быстро навести порядок. Ребенок-рационал будет действовать по порядку — подмел, погладил, вытер пыль. А вот иррационал будет хаотично хвататься то за одно дело, то за другое, может неожиданно бросить начатое, переключить свое внимание на что-то другое, а затем вернуться к недоделанному. При этом результат уборки может оказаться успешным и в том и в другом случае.
По результатам ваших практикумов можно делать выводы. Выберите из предложенного списка набор качеств, которые вы определили у своего ребенка. В скобках указан так называемый психотип (определенный набор качеств характера и кто-то из известных людей, обладавших подобным набором качеств). А далее сильные стороны и подходящие профессии для вашего малыша
НАБОР КАЧЕСТВ (ПСИХОТИП) - СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ - ПОДХОДЯЩИЕ ПРОФЕССИИ
1)
экстраверт, интуит, логик, рационал (ДЖЕК ЛОНДОН, "предприниматель") - аналитическое мышление, лидерские способности, высокая работоспособность
исследователь, ученый, изобретатель, предприниматель, бизнесмен
2)
экстраверт, сенсорик, логик, рационал (ШТИРЛИЦ, "администратор)" - ответственность, исполнительность, высокая работоспособность, общительность
архитектор, дизайнер, хирург, стоматолог, издатель
3)
экстраверт, сенсорик, логик, иррационал (ЖУКОВ, "руководитель") - практичность, критический склад ума, ответственность, наблюдательность
администратор, руководитель, начальник
4)
экстраверт, сенсорик, этик, рационал (ГЮГО, "энтузиаст") - коммуникабельность, трудолюбие, хорошая память
специалист по кадрам, психотерапевт, социальный работник
5)
экстраверт, интуит, этик, рационал (ГАМЛЕТ, "наставник") -ораторские способности, ответственность, лидерские способности
артист, журналист, PR-специалист, копирайтер,
6)
экстраверт, сенсорик, этик, иррационал (НАПОЛЕОН, "политик") - уверенность в себе, коммуникабельность, активность, целеустремленность
топ-менеджер, спортивный тренер, распорядитель, импресарио, PR-специалист
7)
экстраверт, интуит, этик, иррационал (ГЕКСЛИ, "инициатор") - сильная мотивация, доверчивость, дипломатичность, отзывчивость
артист, журналист, менеджер, секретарь, рекламный агент
8)
интроверт, интуит, логик, иррационал (БАЛЬЗАК, "критик") - осторожность, нерешительность, логичность мышления, сосредоточенность
маркетолог, аналитик, ученый, изобретатель
9)
интроверт, интуит, этик, иррационал (ЕСЕНИН, "романтик") - тактичность, интуиция, терпеливость, обаяние
журналист, стилист, художник, актер, музыкант
10)
интроверт, интуит, логик, рационал (РОБЕСПЬЕР, "аналитик") - логичность мышления, самообладание, креативность, бескомпромиссность
аналитик, научный работник, программист, юрист, аудитор
11)
интроверт, интуит, этик, рационал (ДОСТОЕВСКИЙ, "гуманист") - исполнительность, добросовестность, творческий подход, бесконфликтность
писатель, философ, преподаватель, редактор, инженер
12)
интроверт, сенсорик, логик, рационал (ГОРЬКИЙ, "инспектор") - аккуратность, исполнительность, дисциплинированность, надежность
администратор руководитель, бухгалтер, экономист
13)
интроверт, сенсорик, этик, рационал (ДРАЙЗЕР, "хранитель") - трудолюбие, внимание к деталям, принципиальность, бережливость
экономист, товаровед, продавец, архивариус, музейный работник
14)
интроверт, сенсорик, этик, иррационал (ДЮМА,"посредник") - дипломатичность, трудолюбие, самокритичность, хорошо развитая моторика
массажист, ювелир, дизайнер, косметолог, официант
Полезные советы для родителейЧаще играйте с ребенком в ролевые игры. Когда еще, как не в детстве, можно представить себя и врачом, и учителем, и космонавтом?
Беседуйте о разных профессиях.
Устройте для своего малыша небольшую экскурсию к себе на работу.
Приобретите ребенку игры «Доктор», «Юный химик», «Конструктор», набор детских музыкальных инструментов, микроскоп... Подобные приобретения можно отнести к «стратегическим» покупкам.
Сделайте домашнюю выставку картин на тему «Кем я хочу быть».
Надежда Колодина, к. ф. н., педагог-психолог