С первых дней жизни малыша окружают различные игрушки. Еще совсем недавно игрушки считались лишь забавой. К счастью, сейчас уже абсолютное большинство мам понимает и признает развивающие функции игрушек.
Взаимодействуя с игрушками, ребенок познает окружающий мир, реализует свой исследовательский интерес, используя и развивая все доступные ему органы чувств. Он осматривает и ощупывает игрушки, пытается извлечь с помощью них какие-либо звуки, и конечно же, пробует на вкус. Для маленьких детей, не успевших еще исследовать все окружающие их предметы, развивающей игрушкой может стать, по сути, любой предмет. И как правило, малыши до 1 года, предпочитают предметы домашнего обихода всем остальным игрушкам. Сначала эти предметы и воспринимаются детьми как игрушки, зато постепенно, в игре, малыши научаются пользоваться ими по назначению.
Чуть позже ребенок приходит в восторг от игрушек, устроенных по принципу "нажми на кнопку - получишь результат". Малыш будет снова и снова нажимать на кнопки и дергать за веревочки, желая услышать мелодию или увидеть каую-нибудь забавную зверюшку. Такие игрушки помогают развавть мышление ребенка, учат его устанавливать причинно-следственные отношения.
Очень нравятся детям различные доски и кубики с прорезями, в которые нужно вставить соответствующие фигуры. Вы заметите, что сначала малыш будет пытать запихнуть фигурку в прорезь, не задумываясь о том, что она может и не подходить! Повторив множество раз свои действия он научится соотносить фигуру и прорезь, различать форму и размер фигурок.
Звучащие игрушки помогут совершенствовать слух малыша в том числе и фонематический (т.е. звуковой), без которого невозможно нормальное развитие речи! Вы наверняка видели, как малыши по одному звуку игрушки могут узнать её и показать! Это и есть тот результат, к которому нужно стремиться!
А для деток постарше на замену звучащим игрушкам приходят музыкальные инструменты. Пианино, барабаны, бубны - радость для каждого малыша!
Очень важно, чтобы игрушки, окружающие ребенка, были сделаны из различных (но высококачественных!) материалов: резиновые, пластмассовые, тканевые, и конечно же - деревянные! Играя с такими игрушками, малыш научиться различать понятия "твердый-мягкий", "теплый-холодный", "гладкий-шершавый" и т.д. Кроме того, ошупывание различных по фактуре предметов благоприятно скзаывается на развитии мелкой моторики рук, которая в свою очередь, оказывает огромное влияние на речевое развитие детей.
Развитию мелкой моторики также служат разнообразные деревянные игрушки: рамки-вкладыши, пирамидки, сортеры, конструкторы и т.д. Многие подобные игрушки адаптированы для детей с 6 месяцев!
Малыш растет. Вместе с возрастом малыша изменяются и его игрушки, и способы взаимодействия с ними, появляются ролевые и сюжетные игры. Но как и прежде, игрушки должны содержать в себе развивающий потенциал. Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть его игрушки.
Самые ценные игрушки те, которые могут изменяться, с которыми можно придумывать всё новые и новые игры, действовать по-разному. Кроме того, родители должны понимать, какую развивающую функцию несет та или иная игрушка.
Для того, чтобы помочь мамам и папам немного сориентироваться, предлагаем вам примерный список игрушек, на который можно опираться при выборе игрушек для малышей от рождения до 3 лет.
Не стоит сразу бежать в магазин! Многие игрушки вы найдете у себя дома, другие можно заменить похожими игрушками. Кроме того, одна и та же игрушка может служить разным целям по мере взросления ребенка.
Если же вы решили купить развивающие игрушки, то можете сэкономить своё драгоценное время и не менее драгоценные деньги, и поучаствовать в совместных закупках развивающих игрушек на нашем форуме (
Развивающие игрушки в большом ассортименте по оптовым ценам)
Итак, известный логопед и педагог Жукова О.С., в книге "Малыш учится говорить. От рождения до трех лет." предлагает такой
перечень игрушек, необходимых для всестороннего развития детей: * Погремушки в форме булавы и гантели, которые удобно держать в руки, в том числе мягкие.
* Контрастные черно-белые игрушки, издающие различные звуки: погремушки, барабаны, пищалки, свистки.
* Игрушки с черно-белыми полосами в виде периодических решеток различной частоты.
* Светящиеся предметы или игрушки (фонарики, лампы, светильники).
* Елочная мишура или другие блестящие предметы и игрушки.
* Звучащие игрушки: погремушки, пищалки и другие, издающие звуки разной частоты.
* Игрушки и предметы из различных материалов: деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. п.
* Наборы игрушек животных и птиц (корова, гусь, кошка, собака, курица, утка и т. д.).
* Мыльные пузыри.
* Большие и маленькие мячи.
* Сборные бочонки, наборы банок с крышками разных размеров и др. (для изучения формы и размера).
* Книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки.
* Заводные игрушки.
* Маленькие зеркала.
* Музыкальные инструменты (барабан, дудки, ксилофон и т. п.).
* Детское лото, разрезные картинки.
* "Цветовые фоны" (для изучения основных цветов: синего, красного, зеленого и желтого).
* Пластилин и формочки для создания фигурок.
* Шнурки, крупные бусы из различных материалов: пластмассовые и деревянные.
* "Центры активности": плоские и объемные, на поверхности которых расположены звонок, зеркало, колечко, вращающийся шарик и др.
* Мягкие игрушки. Игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки).
* Набор коробок или ящичков без крышек и с крышками. Разноцветные кубики разных размеров.
* Ящик с отверстиями разной формыдля опускания фигурок.
* Игрушки на установление причинно-следственных связей (потянул, нажал и получил результат).
* Деревянные молотки и доски с прорезями
* Большие и маленькие конусообразные и квадратные пирамидки. Машинки различных размеров и моделей: легковые, грузовые, пожарные краны и т. д.
* Машинки разборные типа "Лего" с небольшим количеством деталей.
* Конструкторы.
* Краски пальчиковые.
* Куклы, кукольная мебель, посуда.
* Набор формочек для игры с водой и песком.
* Игрушки с веревочкой, за которую можно тянуть.
* Игрушечный телефон.
* Прозрачные пластиковые банки с крышками.
* Лабиринт и труба для лазания.
* Кукольные коляски.
* Матрешки.
* Наборы разных профессий (доктор, парикмахер и т.д.)
* "Страшные звери": динозавры, тигры, акулы, змеи, пауки и т. п.
Конечно, все эти игрушки появляются в жизни ребенка постепенно. Главное, чтобы игрушка появилась немного раньше того момента, когда ребенок будет с легкостью играть с ней. То, что даётся слишком легко, не имеет большой развивательной ценности. Малыш должен преодолевать определенные трудности, лишь в этой борьбе и идет его развитие.
Комментарии и обсуждения на тему игрушек ЗДЕСЬЕсли у вас есть вопросы о развивающих игрушках, об их назначении и т.д., вы можете задать их нашим специалистам в этих темах:
Консультации логопедов
Консультации дошкольного педагога
Консультации психологов