Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


 
ФорумФорум  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  Вход  

Поделиться | 
 

 Методика коммуникации для неговорящих аутистов

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
lenlenka100
Покоряю предложения
lenlenka100

Женщина Сообщения : 1283
Возраст : 48
Откуда : Смоленск

Методика  коммуникации для неговорящих аутистов Empty
СообщениеТема: Методика коммуникации для неговорящих аутистов   Методика  коммуникации для неговорящих аутистов Icon_minitimeПт 7 Мар 2014 - 23:23

ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК СТАНОВИТСЯ ВЕДУЩИМ МЕТОДОМ ПОМОЩИ АУТИЧНЫМ неговорящим ДЕТЯМ
PECS - Picture Exchange Communication System


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
С ростом числа детей с диагнозом расстройств аутистического спектра (РАС) также растет спрос на методы, которые помогают аутичным детям, и на специалистов, которые умеют пользоваться подобными инструментами. Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации, и общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутимом, сообщает [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Все большую популярность приобретает система PECS - Picture Exchange Communication System, коммуникационная система с помощью обмена картинками. Профессор науки о речи и слухе в Университете Пурду, США, Оливер Вендт, говорит, что PECS помогает аутичным детям как можно раньше начать общаться с другими детьми.
«Знания о PECS просто необходимы, потому что вам нужно найти какое-то решение – облегчить детям раннее развитие коммуникации», - говорит Вендт.
Он добавляет: «По счастью, появляется все больше исследований об эффективности PECS. Есть довольно сильная эмпирическая поддержка, которая подтверждает: “Да, это помогает детям”».
Именно поэтому университет проводит однодневные семинары для родителей, студентов и специалистов, на которых люди учатся пользоваться PECS. «Любой человек в обществе может понять смысл картинки, так что люди могут общаться таким образом с ровесниками, членами семьи, людьми на улице, в магазинах и ресторанах», - говорит преподаватель курса.
Поскольку эффективность PECS подтверждается данными исследований, спрос на картинки растет, как и потребность в людях, которые умеют правильно пользоваться этой системой. Джейми Уэдел, консультант по PECS, говорит, что эта техника не всегда была доступна, но теперь наблюдается огромный прирост желающих изучить такой способ общения.
«Огромное количество видов лечения и вмешательства, особенно в области аутизма – это просто обман и мошенничество, основанные на ничем не подтвержденных заявлениях, так что очень важно рассмотреть различные варианты лечения и проанализировать, что говорят о них данные исследований», - говорит Вендт.

Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов. Эти этапы должны привести к желаемым результатам на заключительных этапах, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы (этап 4), отвечать на вопрос “что ты хочешь?” (этап 5) и реагировать на другие простые вопросы типа “что ты видишь?” правильными фразами типа “я вижу птичку” (этап 6).

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Picture Exion change Communicat System (PECS)

Применяется у детей с проблемами установления контактов и коммуникации, с неговорящими аутистами. Тренируются "подход" и "сближение" с партнёром по коммуникации, ребенок сообщает о своих желаниях (используя слова, жесты или карточки). В поведенческом анализе рассматривается назначение вербального поведения (говорящий получает то,что хочет),а не форма (как человек сказал или показал).
Основной принцип: коммуникация основывается на обмене картинок, которые показывают  
желаемый предмет или желаемую активную деятельность ребёнка.
Коммуникационный партнер (например родители, братья и сёстры, учителя) вербализируют (исполняют) желания ребёнка, после получения картинки. Желания могут быть например:
1.Я хочу качаться на качелях.
2.Я хочу конфету.
3.Я хочу гулять.
4.Поцелуй меня!
Ребёнка необходимо поощрять произносить по возможности отдельные слова или целые предложения.
Занятия по системе . PECS содержат в себе 6 этапов.

1 Этап.
ЦЕЛЬ: ребёнок видит предмет который он хочет получить, берёт карточку с изображением предмета и отдаёт взрослому.
До начала 1-ой фазы надо обязательно разузнать, что ребёнок любит, что очень любит и что не любит. По этому на столе раскладываю всевозможные комбинации предметов и наблюдают, что ребёнок предпочитает.(например,маленькие печенюшки или кусочки шоколада...) И создаётся список "усилителя".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
В начале в занятиях принимают участие двое взрослых(один коммуникативный партнер, второй суфлёр-подсказывает, помогает ребёнку
Ребёнок и двое взрослых сидят за столом, коммуникативный партнер сидит напротив, суфлёр за ребёнком. "Усилитель" лежит перед ребёнком, но так чтобы ребёнок не мог сам взять. Картинка изображающая "усилитель" лежит между ребёнком и "усилителем".
Ели ребёнок пытается схватить усилитель, суфлёр направляет своей рукой руку ребёнка, они берут вместе карточку и кладут в раскрытую руку коммуникационного партнера (КМ), как только карточка касается руки КМ он называет предмет, даёт его ребёнку и хвалит его. Одновременно суфлёр помогает ребёнку положить карточку на место.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

2 Этап.

Следующий шаг: Начинать надо,как всегда, но усилитель давать только тогда, когда ребёнок с помощью суфлёра полностью передаст карточку в руку КМ (в начале карточка только касалась руки КМ) И так продолжать пока ребёнок не научится самостоятельно отпускать карточку.
Следующее изменение: постепенный отказ от помощи суфлёра по взятию карточки и передачи её в открытую руку КМ,  тренируем, пока ребёнок при виде открытой руки КМ самостоятельно подаст карточку.
Далее всё дольше ждём подачи карточки и не сразу раскрываем руку.
ЦЕЛЬ:КМ открывает руку только тогда когда ребёнок самостоятельно даёт картинку прямо КМ в руку.
Для ребёнка индивидуально делается PECS - "книга". Делается папка с картинками по темам, например ("пища"-красные страницы, растения - зелёная и.т.д.) к каждой теме берутся страницы определённого цвета. Картинки цепляются на странице "липучей" лентой или лежат в прозрачном кармашке. Поначалу не надо вводить много картинок.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

ЦЕЛЬ: Ребёнок подходит к своей PECS - книге, берёт картинку, идёт к КМ и отдаёт карточку.
Введение книги: Картинка прикрепляется впереди к книге на липучке. Если ребёнок не может отцепить картинку ему помогает суфлёр, суфлёр всегда стоит сзади и по возможности минимализирует свою помощь.
Увеличение дистанции:Если ребёнок с картинкой обращается к КМ, КМ перемещается немного назад, так что бы ребёнок вынужден был встать и подать карточку.
Постепенно увеличиваем дистанцию между ребёнком и книгой, так что бы ребёнок шёл сначала к книге, потом к КМ.
Если ребёнок не достаточно обращает внимание на КМ,то можно попробовать следующее:
Ребёнок подходит к КМ, КМ отворачивается.
Суфлёр помогает ребёнку подойти к КМ и привлечь внимание к себе (похлопать по плечу, "поймать взгляд").
В ответ на  попытку ребёнка к коммуникации, КМ поворачивается к ребёнку смотрит на него ожидающе и говорит:"ООО это ты!"
Помощь суфлёра потихоньку убирается.
Важно!!! Можно работать с разными картинками, но за один подход только с одной картинкой.
Спонтанные реакции необходимо тренировать в различных местах, с различными КМ.

3 этап может начаться если ребёнок более или менее показывает спонтанные реакции. Как можно повышать интерес ребёнка:"усилитель"-например шоколад всегда на виду но вне доступности ребёнка. Давать только маленькие порции. "Пробовать" шоколад "ММММ-вкусно"
3 Этап.
Распознавание картинок.
ЦЕЛЬ:Ребёнок сам начинает спрашивать о предметах, тем что он подходит к своей книге, выбирает нужную карту и приносит КМ.
Выбор между желанным и нейтральным предметом.
На книге приклеены 2 картинки. Если ребёнок выбирает нужную (шоколад), его хвалят и он получает "усилитель". Если ребёнок выбирает нейтральный предмет (деревянный кубик), суфлёр проводит "работу над ошибкой"
ПОКАЗЫВАЕТ-ПОМОГАЕТ-ОТВЛЕКАЕТ-ПОВТОРЯЕТ
ПОКАЗЫВАЕТ:Суфлёр показывает на нужную картинку и говорит "Ты хочешь шоколад"
ПОМОГАЕТ:Суфлёр помогает ребёнку передать картинку КМ, держа картинку и шоколад перед ребёнком и повторяет "шоколад" В этот момент ребёнок не получает усилитель.
ОТВЛЕКАЕТ:Суфлёр отвлекает ребёнка на 1-2 секунды от книги.
ПОВТОРЕНИЕ: Ребёнку даётся возможность самостоятельно выбрать картинку.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

ЕСЛИ РЕБЁНОК ПОДАЁТ ПРАВИЛЬНУЮ КАРТИНКУ- получает шоколад.
ЕСЛИ ВЫБИРАЕТ НЕПРАВИЛЬНУЮ-начинаем опять "работу над ошибками" Чтобы избегать чувства разочарования у ребёнка, суфлёр при втором повторении( если нужно), помогает ребёнку выбрать карточку.
Проводить тренинг до тех пор, пока ребёнок всё делает без ошибок в 80% случаев.

Выбор между карточками с двумя желанными предметами.

Выбор между 3 и больше карточками.
Как только ребёнок научится выбирать между 2-3 картинками, необходимо проверять способности. Если ребёнок выбрал картинку с любимым предметом, ему предлагают выбрать между двумя или несколькими предметами, но говорят "возьми шоколад"и смотрят: правильно ли он берёт. Если ребёнок берёт не тот предмет, который он выбрал на картинке, его останавливает суфлёр и они вместе выбирают предмет, выбранный ребёнком на карточке.

ПОКАЗЫВАЕТ:Суфлёр показывает на нужную картинку и говорит "Ты хочешь шоколад"

ПОМОГАЕТ:Суфлёр помогает ребёнку передать картинку КМ, держит картинку и шоколад перед ребёнком и повторяет "шоколад" В этот момент ребёнок не получает усилитель.

ОТВЛЕКАЕТ:Суфлёр отвлекает ребёнка на 1-2 секунды от книги.
ПОВТОРЕНИЕ: Ребёнку даётся возможность самостоятельно отдать картинку. При передаче картинки суфлёр повторяет "возьми (то,что выбрал) шоколад".
Если ребёнок берёт из нескольких предметов то,что выбрал- получает его.
Если выбирает другой. Идёт работа над ошибками: опять сначала- ПОКАЗЫВАЕТ:и т д.
Если ребёнок правильно ведёт себя в 80%, можно считать,что ребёнок может различать картинки.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Помощь при тренировке.
Выбирать (из чего-то) для многих детей очень трудно, кроме работы над ошибками,можно попробовать вот что:

1.Награждать, как только ребёнок дотрагивается до правильной карточки.
2 Вместо нейтральной карточки, кладут пустую карточку без картинки.
3  Попробовать с более большими картинками.
4 Увеличить расстояние между карточками. 5 К картинкам приклеивать предметы,которые изображены на картинках.

Принцип этой стратегии:избегать ошибок, чем потом работать над ними. Если,например, ребёнок выбирает только картинку,которая больше размером, делаем правильную картинку больше, нейтральную меньше.Если ребёнку нравятся цветные картинки, "правильную"делают цветной, нейтральную чёрно-белой.

4 Этап.

ЦЕЛЬ: Ребёнок подходит к PECS- книге,собирает из 2-х или нескольких карточек " Я хочу.... шоколад." и приносит составленное предложение КМ.
Отдельная картинка "Я хочу" приклеена левее на липкой ленте на PECS- книге. Ребёнку помогают выбрать картинку с желаемым предметом, прицепить с права от карточки "Я хочу" и затем передать полоску с предложением КМ. Помощь со временем прекратить.
Если КМ получает полоску с приклеенными карточками он показывает на карточки и произносит предложение или ребёнок сам проговаривает слова.
Карточка " Я хочу" приклеена сбоку на книге а не на ленте. Ребёнок должен сам приклеить карточку со словами на ленту,а следом карточку с желаемым предметом.

5 Этап.

1.      Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?»,"Что ты видишь?" и пр.
2.      Взрослый задает вопрос перед тем,как ребенок начинает составлять предложение из карточек.

6 Этап.

ЦЕЛЬ:  ОБУЧЕНИЕ ДЕЛАТЬ КОМЕНТАРИИ ПРИ ПОМОЩИ КАРТОЧЕК .
1. Называние предметов
2. Ребенок научается различать ,когда его спрашивают и когда он называет предметы.(Что ты видишь?)
3. Необходимо постоянно расширять словарь ребенка,обучая его распознаванию цветов,форм,размеров,вкусов,количества предметов
Комментарии. "Я вижу" "У меня есть" "Я слышу"….

Немного советов:
1.Особенно для этапов 1 и 2, так же 4 важно иметь суфлёра.
2.Помощь суфлёра уменьшать по принципу "Backward Chaining". Что значит:помощь убирается в последнем шаге, то есть (сначала тренируют самостоятельную передачу ленты с карточками, потом самостоятельное приклеивание карточки с желаемым на ленту, потом самостоятельное приклеивание карточки "Я хочу")
3. Делать паузы,чтобы провоцировать РЕЧЬ. Прочитывая,делать паузу между словами "Я хочу" и желаемым предметом или только намекнуть на слово,чтобы спровоцировать ребёнка самому произнести его.
4.После занятий взрослые сами должны сортировать и раскладывать картинки в книгу.
5.Большие картинки должны уменьшаться по размеру, если ребёнок научился различать между 10-ю карточками.
6.У PECS-книги должно быть постоянное место.
7."Красная страница" Для детей которые хорошо умеют различать свои карты и самостоятельно разыскивать карточки в книге.На "КРАСНОЙ СТАНИЦЕ" помещаются карточки которые в этот момент не применяются. Ребёнок должен понимать, что предметы не навсегда пропали.
И ещё:до 5-го этапа  никогда не спрашивать ребёнка "Что ты хочешь?",а ждать,чтобы ребёнок  показал сам.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Скопировать карточки (на английском,но там замечательные картинки-я такие копировала и с Максимом занималась) можно ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ и ВОТ ТУТ или изготовить самостоятельно.
Вернуться к началу Перейти вниз
SvetikS
Осваиваю фразы


Женщина Сообщения : 336

Методика  коммуникации для неговорящих аутистов Empty
СообщениеТема: Re: Методика коммуникации для неговорящих аутистов   Методика  коммуникации для неговорящих аутистов Icon_minitimeПн 21 Дек 2015 - 15:50

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Вставила сообщение в эту тему.В Минске представлен Коммуникатор для аутистов.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Методика коммуникации для неговорящих аутистов

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

+
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Форум для Чудо-родителей :: Детки-аутята-
Перейти:  
© ''Чудо-Форум''. 2010-2015. Все права защищены || При использовании любых материалов активная ссылка на форум строго обязательна

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru
Создать форум | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Cookies | Последние обсуждения