МЕТОДИКА ГЛЕНА ДОМАНАЭтот метод назвают "методом родителей, а не педагогов". И вполне обоснованно. Так как, согласно ему, детей начинают обучать еще с пеленок. И это не образное выражение. Метод Домана позволяет обучать ребенка в домашних условиях без посторонней помощи.
Система Глена Домана, так же как и систеа Монтессори, изначально была ориентирована на детей с различными поражениями мозга. И затем уже переориентирована на здоровых детей.
Принципы обучения по Доману1. Развитие интеллекта должно идти параллельно с физическим развитием
Чем раньше ребенок начнет двигаться, тем быстрее будет расти и развиваться его мозг, позволяя переходить к следующей, более высокой стадии развития. Чем раньше ребенок научиться ползать, тем раньше начнет читать. Чем раньше начнет читать, тем легче и быстрее в последствии овладеет физикой к примеру.
2. Как можно более раннее начало обучения.
С какого возраста учить читать? Глен Доман отвечает - с рождения.
3. Дети рождаются с жаждой знаний.
Зачем учить ребенка? "Потому что дети рождаются с жаждой знаний. Они хотят знать обо всем на свете и желательно прямо сейчас" - убежден Доман. Соответственно, задача взрослых - удовлетворять детскую потребность в знаниях уже с рождения.
4. Нельзя заставить ребенка делать то, что ему не нравится.
Учить нужно тому, что приносит ребенку удовольствие. А лучший способ заинтересовать ребенка - хвалить как можно чаще.
5. Занятия должны проходить с удовольствием для родителей
Если родители не хотят заниматься с ребенком, делают это "через не могу" или "через не хочу" - толку от них не будет. Ребенок должен видеть заинтересованность родителей.
6. Долой азбуку!
Доман считал, что буквы - слишком абстрактное понятие для ребенка, поэтому нужно учить читать их сразу слова и предложения.
Подготовка материаловДля занятий вам потребуется много карточек. Изготавливаются они по одному стандарту, отходить от которого Доман не рекомендовал.
Обязательные требования к изготовлению карточек:- карточки делают из белого плотного картона размером 10х50 см.
- слова пишутся красным фломастером
- высота букв 7,5 см., толщина 1,5 см.
- слова должны быть написаны всегда одним и тем же шрифтом, печатными маленькими буквами, без помарок.
- по краям необходимо оставлять немного места, чтобы при показе карточек ваши пальцы не закрывали буквы.
- постепенно размер шрифта будет уменьшаться, а красный шрифт заменяться черным.
Этапы обучения1. Учимся читать знакомые слова.
На первом этапе ребенку предлагают для прочтения простые, короткие, знакомые ему слова на карточках (правила оформления материалов для чтения см. выше). Для начала берут 15 слов-существительных (мама, папа,имена членов семьи, названия любимых игрушек и т.д.) В момент, когда ребенок сыт, здоров и не хочет спать, покажите ему карточку "МАМА" и скажите "Это означает МАМА". Дайте малышу пару секунд для рассмотрения, затем покажите следующую, затем еще 3. Не надо ничего объяснять, показывать жестами или просить повторить. Просто произнести слово, написанно ена карточке. В течение дня эти карточки показывают еще два раза, т.е. всего 3 раза в день. На следующий день - 6 занятий. Три раза со старыми картоками и 3 раза - с
новыми пятью.На теритй день - еще 5 новых карточек. Три раза показывают 5 слов из первого набора, три раза - 5 слов второго набора, три раза - 5 новых слов.Количество занятий в день увеличивается до 9 раз.В четвертый и пятый дни повторяется программа третьего дня. Затем готовят новые карточки- 5 наборов по 5 слов. Постепенно добавляют новые слова, и старые
слова заменят новыми - по одному в день в каждом наборе. Ребенок, таким образом, учит по 25 слов в день.
Далее, по такой же схеме (25 слов в день, из них 5 новых) учат детей читать знакомые, часто употребляемые глаголы (ходить, сидеть, спать), а позже и прилагательные.
2. Соединяем слова
После того, как ребенок освоит чтение слов, переходят к словосочетаниям. Обычно начинают со словосочетаний типа "прилагательное +существительное". Ребенку предлагают прочитать, например, слова "зеленый" и "лист", а
затем два слова сразу.
3. Учимся читать простые предложения.
Если ребенок хорошо читает словосочетания, то ему предлагают для чтения простые предложения: "Мама
спит" , "Кот бегает". При чтении предложений также используют традиционные Домановские карточки,стараясь уместить на них весь текст (размер букв уменьшают до 5 см.). Кроме того, можно сделать "книжку", размером 20 на 45 см., использую красный
шрифт (величина букв - 5 см.). Каждая страничка будет состоять всего из 5 предложений с соответствующими картинками. Картинки должны быть расположены так, чтобы ребенок сначала прочитывал предложение, и лишь потом мог увидеть изображения.
Через несколько дней странички обновляют.
4. Читаем большие предложения
По методике третьего этапа учат читать проедложения из 3-4 слов. Используют карточки и "кинжки". Шрифт уменьшается, чтобы слова могли уместиться на карточке. Постепенно красных шрифт заменяют черным.
Помните: все слова в предложениях должны быть ребенку хорошо знакомы (т.е. он долженбыл их видеть на предыдущих занятиях)!
5. Читаем книги
На этом этапе ребенку уже предлагают настоящую книгу. Первый вопрос, которым задаются родители на этом этапе - какую книгу взять? Здесь важно учитывать два момента:
1) возраст "чтеца"
2) как легко он перешел с крупного красного шрифта на более мелкий черный.
Требования к книге для детей до 3 лет:
- количество слов от 50 до 100
- не более одного предложения на страницу
- высота шрифта не менее 2,5 см.
- сначала текст, затем иллиюстрации (отдельно от текста)
Маловероятно, что книги, удовлетворяющие подобным требованиям вы с легкостью найдете в магазинах. Поэтому родителям придется снова взяться за самостоятельное изготовление пособий.
Для детей старше 3 лет можно выбрать и магазинную книжку с крупным шрифтом и несложным текстом.
Как учить? Родители читают книгу ребенку 2-3 раза в день, в какой-то момент ребенок непременно захочет прочитать книгу сам!
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕТОДИКИПлюсы1. Основным плюсом данной методики считается раннее начало обучения.
2. В процессе занятий развивается память, внимание, способность выдерживать большие нагрузки, ребенок подготавливается к ритму современной жизни.
3. Методика хорошо подходит для социализации "особых" деток.
Минусы1. Один из основных минусов данной методики - её ориентированность на англоязычных детей.
Грамматика английского языка такова, что слова не изменяются в ней ни по родам, ни по падежам. Запомнив однажды образ английского слова, ребенок будет всегда его читать и писать правильно. В великом и могучем русском языке слово может изменяться в зависимости от числа, рода, падежа и т.д. При этом нужно учитывать вариативность приставок, суффиксов, окончаний и даже корней слов и т.д. То есть, запомнив, например, слово "рот", ребенок не сможет прочитать и понять слово "рты".
2. Проблемы в школе.Этот минус вытекает из первого.
Многие учителя отмечают, что дети, обучавшиеся по программе Домана, не справляются со школьной программой, чаще имеют проблемы с грамотностью. Ребенок, привыкший воспринимать слово целиком, не способен увидеть части слова, из которых оно состоит, разбить слово на слоги, выделить отдельные звуки, различить гласные и согласные. То есть, родителям уже читающего ребенка придется впоследствии проводить ликбез по этим вопросам.
3. Еще один большой (а для родителей - главный) минус - необходимость постоянно изготавливать всё новые и новые материалы, при этом соблюдая предъявляемые к ним требования.
Ежедневно ребенку показывают 5 новых карточек (сначал со словами, затем со словосочетаниями, предложениями, рассказами) - то есть мама должна закупить горы белого картона, красных фломастеров и по ночам рисовать карточки. Доман выступал категорически против повторения старых карточек.
И еще один, вытекающий отсюда же, минус - куда девать кипы "отработанных" карточек?
4. Определенный темп показа слов.
Доман настаивает на достаточно высокой скорости показа карточек. Быстротой и новизной, считает он, поддерживается любознательность ребенка. По этой же причине он запрещает давать детям карточки в руки, чтобы они не утратили к ним интерес. Но, согласитесь, все дети разные и далеко не все готовы к такому "обращению"
5. Дети читают только карточки.
Очень часто радостные родители, видя как их малыш читает, бывают неприятно разочарованы тем, что ребенок не в
состоянии прочитать давно знакомое слово, если оно написано не красным фломастером, а синим, не фломастером, а карандашом, не на карточке, а в блокноте...
Особенность детского мышления такова, что до определенного возраста дети не способны перенести конкретный образ на все подобные образы.
6. Никаких проверок и тестирований.
Доман категорически против проверки умений ребенка.Нельзя просить малыша что-то прочитать, или объяснить слово,
которое он прочитал. Только если он сам выразит желание продемонстрировать свои способности. А для
родитлей, начинающих уже с пеленок учить ребенка чтению, важно, как правило, именно проявление этих способностей. Желательно при большом скоплении народа.
Оставьте свой комментарий об этой методике
ЗДЕСЬ