Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


 
ФорумФорум  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  Вход  

Поделиться | 
 

 Методики обследования речи у детей с разными нарушениями

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Кориzz@
Эксперт
Кориzz@

Женщина Сообщения : 304
Возраст : 39
Откуда : Смоленск

Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Empty
СообщениеТема: Методики обследования речи у детей с разными нарушениями   Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Icon_minitimeПн 21 Июн 2010 - 23:09

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
/авт А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина/
ЦЕЛЬ: определение уровня речевого развития и выработка на этой основе индивидуального подхода к ребенку при решении вопроса о школьной зрелости в области коммуникативного развития.

МАТЕРИАЛ. Игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (Фигуры настольного театра), собака (мягкая игрушка).
Картинки: лиса, волк, медведь, рысь, лось (животные, названия детенышей которых образуются при помощи суффикса -онок; возможны замены картинок, но при этом названия детенышей животных не должны быть из числа часто употребимых, хорошо знакомых типа "котенок"). Набор предметных картинок с предметами, в названиях которых (в начале, середине и конце слова) есть часто нарушаемые звуки: л, ль, р, рь, с, сь, з, зь, ш, щ, ж, ч, ц, (Можно использовать тот же набор, что и для младших дошкольников, но лучше, чтобы предметы были даны в контексте сюжетной картинки, открытки; тогда старший дошкольник не замечает тестирующий характер заданий и ему интереснее рассматривать картинки.)
ИНСТРУКЦИЯ

Обследование проводится индивидуально.

I.Проверка звукопроизношения.

Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при неправильном обозначении словом предмета). В том случае, если при знакомстве с ребенком и при первом речевом контакте проверяющий обнаруживает легкость общения и общее впечатление правильной в звуковом отношении речи, он для сокращения времени тестирования может предложить следующую игру со звуками.
- Давай с тобой поиграем со звуками и словами. Я буду их произносить, а ты повторяй. Послушай:
ло-ло-ло, на солнышке тепло;
ли-ли-ли, в банке мотыли;
ра-ра-ра, играет детвора;
ри-ри-ри, прилетели снегири;
са-са-са, к нам летит оса;
си-си-си, звери едут на такси,
за-за-за, вот идет коза;
зи-зи-зи, смело тормози;
ша-ша-ша, шубка очень хороша;
ща-ща-ща, нет щетинки у леща;
жук-жук-жук, вылез майский жукча-ча-ча, каша слишком горяча;
цо-цо-цо, снесла курица яйцо.

Далее разворачивается общение по следующему сценарию.
Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь и вдруг видит - на полянке козленка. Спрашивает медведь: "Что ты тут делаешь в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок?" - "Я не козленок, я мальчик Петя. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует", Поможем козленку отгадать загадки волшебницы? (Речь сопровождается действиями с игрушками. Проверяющий дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легкого эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению проверяющего).
II. (Словарь)
1. Отгадай загадку: Желтая хозяюшка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собою унесла.

2. Вот лиса, давай ее рассмотрим (картинка).
1) Расскажи, какая лиса? (Точные определения.)
2) Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)
3) Лиса от погони не просто убегает, а...? Как сказать по-другому?
Назови слова, близкие по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как угорелая... несется; как стрела... .)
4) Вот лиса, волк, медведь; как их назвать одним словом? (Обобщающее наименование.).

III.
(Словообразование. Грамматика)

Рассмотри эти картинки. Вот лиса.
1. Кто детеныш у лисы? А если их много?
2. Кто детеныш у волка (картинка)? Кто детеныши у волка?
3. Кто детеныш у медведя? А если их много?
4. Ы лося детеныш - ... А если их много - ...
5. У рыси детеныш - ... Детеныши - ...


(Словоизменение. Грамматика)

Отгадай еще загадку: Дом сторожит, с хозяином дружит.
Живет под крылечком, хвост колечком,
Правильно. Вот он, пес ПиФ. "Ав, ав! Я пес ПиФ, я умею считать! Вот спроси: ПиФ, ПиФ, сколько у тебя хвостов? - и я отвечу" (от лица персонажа проверяющий обращается к ребенку).
Ну, спроси: "ПиФ, ПиФ, сколько у тебя...хвостов?" А теперь спроси
1) про уши,
2) про брови,
3) про глаза,
4) про нос,
5) про рот,
6) про лапы.
(На каждый вопрос ребенка взрослый отвечает от лица персонажа.)

IV
(Связная речь)

На столе выставляется теремок и ежик (лесная сценка сохраняется).
Проверяющий обращается к ребенку: "Чтобы волшебница расколдовала козленка, сочини свою историю, которая произошла в лесу". (Ребенку дают возможность подумать. После паузы спрашивают: "Придумал?" Если ребенок долго молчит, ему подсказывают начало: "Стоял в лесу... В нем жил... Как-то раз... И т.д.)
Если ребенок самостоятельно составляет творческий рассказ (сказку-импровизацию с элементами творчества или воспроизводит зачин методики, обследование на этом заканчивается. Если рассказывание было совместным, ребенку предлагают рассказать сказку, которую он хорошо знает, например, "Курочку Рябу", "Репку" и т.п. При затруднении дается подсказка в виде начала предложения.
В заключение проверяющий говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует, (Детям очень нравится, если появляется кукла-самодеока "Волшебница" и "расколдовывает" козленка - уносит его, чтобы превратить в мальчика Петю.)
ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1. Звуковая культура речи
1) Устойчивое чистое звукопроизношение.
2) Неустойчивое произнесение отдельных трудных звуков (чистый
Звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован).
3) Нарушение звукопроизношения.

2. Словарь
1) Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений,
глаголов движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.
2) Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).
3) Справился с 1-2 заданиями.

3. Грамматика
1) Точное Формо- и словообразование (правильно выполнил все
задания на образование наименований детенышей животных
единственном и множественном числе, на образование форм
родительного падежа множественного числа существительных в
сценке с Пифом).
2) При выполнении заданий на Формо- и словообразование допустил до
3-х инноваций. (Сюда же относятся образования родительного падежа
множественного числа от уменьшительно-ласкательных наименований
"носиков", "ротиков" и под. , избегание грамматических трудностей),
3) Более 3 инноваций при наличии правильных ответов, отдельные
отказы.

4. Связная речь

1) Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа
(наличие элементов творчества, импровизации).
2) Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина
методики (репродуктивная речь).
Совместное с проверяющим рассказывание творческого рассказа
и/или сказки (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).

ОЦЕНКА

Показатели речевого развития в протоколе упорядочены в нисходящем порядке
 (1 - высокий,
 2 - средний,
 3 - низкий уровень по соответствующему параметру).

Общий показатель развития речи определяется следующим образом.

Высокий- высокие показатели по 3-4 параметрам при наличии среднего.
Средний- средние показатели по 3-4 параметрам.

Низкий- низкие показатели по 3-4 параметрам.

При наличии одновременно высокого, среднего и низкого показателей, либо равном присутствии каких-то двух уровней (2 высоких и 2 средних, 2 высоких и 2 низких и т.п.) общий показатель уровня речевого развития является условным и выводится по усмотрению проверяющего (не даем алгоритма, так как возможно слишком много сочетаний параметров). При выведении условного показателя уровня речи старшего дошкольника, прежде всего, должно быть учтено продвижение ребенка в освоении звукопроизношения (оно должно в основном завершиться к 5 годам) и связной речи (связная речь аккумулирует в себе все достижения языкового развития ребенка; в ней реализуется способность активно использовать словарь, изменять слова в соответствии с грамматическими правилами, точно связывать их по смыслу).
ПРОГНОЗ
Удовлетворительным является высокий и средний уровень развития речи. При выявлении низкого уровня (общего показателя), а также в случае выявления нарушений звукопроизношения (даже при прочих высоких показателях) необходима консультация логопеда.
Вернуться к началу Перейти вниз
Кориzz@
Эксперт
Кориzz@

Женщина Сообщения : 304
Возраст : 39
Откуда : Смоленск

Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Empty
СообщениеТема: Мониторинг успеваемости учеников   Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Icon_minitimeПн 21 Июн 2010 - 23:38

Мне кажется, ИМХО, занятный документ. ☀ Я давно искала что-либо подобное , и вот наконец, свершилось!
;) Сначала нужно заполнить диагностические таблицы (есть они у Вас?), затем подсчитываем проценты и делаем график. Критерии выбираем так:1- не выполняет, 2-выполняет с помощью, 3-выполняет самостоятельно.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


Последний раз редактировалось: Сакура (Вт 22 Июн 2010 - 20:03), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу Перейти вниз
Сакура
Эксперт
Сакура

Женщина Сообщения : 1140
Откуда : Смоленск

Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Empty
СообщениеТема: Re: Методики обследования речи у детей с разными нарушениями   Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Icon_minitimeПн 21 Июн 2010 - 23:58

У меня есть в эл. виде книга Г . А. Волковой "Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи" 1993г., СПб. Кому нужна, пишите в личку! :D
Вернуться к началу Перейти вниз
Кориzz@
Эксперт
Кориzz@

Женщина Сообщения : 304
Возраст : 39
Откуда : Смоленск

Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Empty
СообщениеТема: Re: Методики обследования речи у детей с разными нарушениями   Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Icon_minitimeВт 22 Июн 2010 - 21:34

Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей (для школьников)
часть1
http://psy.1september.ru/2001/37/vkl.htm
часть2
http://psy.1september.ru/2001/38/vkl.htm
Вернуться к началу Перейти вниз
Кориzz@
Эксперт
Кориzz@

Женщина Сообщения : 304
Возраст : 39
Откуда : Смоленск

Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Empty
СообщениеТема: Re: Методики обследования речи у детей с разными нарушениями   Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Icon_minitimeВт 22 Июн 2010 - 21:36

Есть в эл. видеМалярчук А.Я. Обследование речи детей (с дидактическим материалом)[b]
Если нужен, пишите в личку. :)
Вернуться к началу Перейти вниз
СмоЛенка
Учитель-дефектолог, логопед


Женщина Сообщения : 149
Откуда : Смоленск
Работа : СОГОУ Центр диагностики и консультирования,учитель-дефектолог, логопед

Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Empty
СообщениеТема: Re: Методики обследования речи у детей с разными нарушениями   Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Icon_minitimeПт 17 Сен 2010 - 20:54

Есть в эл виде
Дмитрова, Е.Д.
Логопедические карты для диагностики речевых расстройств
М.: АСТ: Астрель, 2008.
пишите в личку
Вернуться к началу Перейти вниз
Наталья Селютина
Учитель-логопед, олигофренопедагог


Женщина Сообщения : 1435
Возраст : 40
Откуда : Город-герой Смоленск
Работа :
Награды :
Методики обследования речи у детей с разными нарушениями 03fefc28aa06 Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Eb3cb375c278


Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Empty
СообщениеТема: Re: Методики обследования речи у детей с разными нарушениями   Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Icon_minitimeПт 17 Сен 2010 - 22:28

У меня есть в электронном виде
Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР.
Н. В. Нищева
Пишите в личку Методики обследования речи у детей с разными нарушениями 882714
Вернуться к началу Перейти вниз
Крис
Осматриваюсь


Женщина Сообщения : 2

Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Empty
СообщениеТема: Re: Методики обследования речи у детей с разными нарушениями   Методики обследования речи у детей с разными нарушениями Icon_minitimeПн 14 Ноя 2011 - 0:08

Здравствуйте, если Вам не затруднительно сбросте мне на эл. почту Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР.
Н. В. Нищева и саму реч. карту на kuzon1@ya.ru
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Методики обследования речи у детей с разными нарушениями

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

+
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Сообщество логопедов и дефектологов :: Методичка :: Методики обследования-
Перейти:  
© ''Чудо-Форум''. 2010-2015. Все права защищены || При использовании любых материалов активная ссылка на форум строго обязательна

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru
Бесплатные форумы | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Cookies | Последние обсуждения