|
| Автор | Сообщение |
---|
Кориzz@ Эксперт
Сообщения : 304 Возраст : 39 Откуда : Смоленск
| Тема: Обследование моторики Вт 22 Июн 2010 - 22:05 | |
| Обследование состояния общей моторики
Прием Содержание задания Характер выполнения
1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб
а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс; б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движений Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое
2. Исследование произвольного торможения движений
Маршировать и остановиться внезапно по сигналу Отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу
3. Исследование статической координации движений
а) стоять с открытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по два раза для каждой ноги; б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения – 5 секунд Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу
4. Исследование динамической координации движений
а) маршировать, чередую шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами; б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках Отметить: выполняет верно с первого раза, выполняет верно со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню
5. Исследование пространственной организации (по подражанию)
а) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа; б) то же самое слева; в) по словесной инструкции проделать эти же задания Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения
6. Исследование темпа
а) в течение определенного времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых логопедом. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить; б) письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в сторону в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный
7. Исследование ритмического чувства
а) простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок (III II, II III, II, III I III II, I III II III); б) музыкальное эхо. Логопед ударяет в определенном темпе по ударному инструменту (бубен, барабан и т. д.), ребенок должен точно повторить услышанное Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка: повторяет в ускоренном или замедленном или замедленном, по сравнению с образцом темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке
ВЫВОДЫ: Характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики.
--------------------------------------------- Исследование произвольной моторики пальцев рук
Содержание задания Характер выполнения
Все предлагаемые задания проводятся по показу, затем по словесной инструкции
1.Выполнить по счет: а) пальцы сжать в кулак – разжать (5-6 раз); б) держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5-6 раз); в) сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (5-6 раз); г) попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно Отмечается плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движений (не под счет логопеда); нарушение переключаемости от одного движения к другому, наличие синкинезий, гиперкинезов, невозможность удержания созданной позы, невыполнение движения.
2. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый (5-6 раз)
3. На обеих руках одновременно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5-6 раз)
4. Те же задания выполнить по словесной инструкции
ВЫВОДЫ: характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук. [b] |
| | | СмоЛенка Учитель-дефектолог, логопед
Сообщения : 149 Откуда : Смоленск Работа : СОГОУ Центр диагностики и консультирования,учитель-дефектолог, логопед
| Тема: Re: Обследование моторики Пт 17 Сен 2010 - 20:50 | |
| Обследование моторики Цель – определение уровня сформированности определенных двигательных навыков. Для этого существуют нормативы двигательного развития. В программе по дошкольному воспитанию эти нормативы описаны в разделе физической культуры (моторные навыки). Впервые моторный онтогенез описан Озерецким (1919 «Школа моторной одаренности детей м подростков»), в 70-е годы были внесены поправки(2,5 года) Шагинян.
Содержание тестовой диагностики для старшей дошкольной группы (с 5 до 6 лет) 1.На статическую координацию движений • Простоять на носочках 10 сек, с места не сходить 2.На динамическую координацию движений • Пройти по линии, обозначенной на полу, вперед 5м, не сходить с линии, руки в стороны 3.На переключаемость движений • Чередовать положение руки: кулак, ребро ладони, ладонь на плоскость ( в определенном ритме) 4.На мелкую моторику пальцев рук • Чередовать положения: пальцы сжаты в замок, разжаты в определенном удобном ритме. 5.На мимическую и артикуляционную моторику. • Улыбнуться, поднять брови
Вводим систему оценки: 0,1,2 2- все задания выполнены 1 – выполнены со второй попытки или с ошибкой (тремор, схождение с места) 0 – задания не выполнены с третьего раза За 5 тестов максимальная оценка 15 баллов – моторно одаренный ребенок От 8 до 10 – высокий уровень От 5 до8 – средний уровень Меньше 5 – низкий уровень
Содержание тестовой диагностики для подготовительной группы (с 6 до 7 лет) 1. Простоять на ноге, другую ногу пожать, руки на поясе, с места не сходить – 10 сек 2. По обозначенной дорожке пропрыгать 5 м вперед и, поменяв ногу, назад. Отклонения возможны на 20 см. 3. «Иду и мотаю» - держать в одной руке катушку с нитками, другой рукой зафиксировать кончик нити, намотав нитку на указательный палец. Идти по кругу, сматывая нитку с катушки и наматывая на палец. 2 б. – иду и мотаю; 1 б. – иду или мотаю; 0 б. – не иду и не мотаю. 4. «Спички в коробку»- на столе спичечный коробок, справа и слева лежит по 10 спичек, расстояние до коробка 2см. Инструкция –«посмотри, что я делаю». Дальние от коробка спички берутся одновременно двумя руками. Необходимо поместить все спички в коробок за 20сек. 1 б. – последовательные движения не одновременны, 0 б. – с третьего раза не делают. 5. «Лошадка» - пощелкать кончиком языка.
Это экспресс диагностика, более полную методику можно увидеть в методике Рычковой. Выполняется по 10 – 20 проб на каждый вид моторики.
Обследование мимической моторики.
Спокойно закрыть глаза; прищурить глаза; слегка сомкнуть веки и смотреть сквозь ресницы; один глаз закрыть, другой открыть, чередовать положение; поднять брови вверх (удивление); нахмурить брови; надуть щеки; втянуть щеки; поднять вверх уголки губ, опустить вниз. Система оценки 0,1,2 балла. Если ребенок выполняет половину упражнений – средний уровень. При наличии гипекинезов – в любом случае низкий уровень.
Оценка мелкой моторики осуществляется без предметов и с предметами. Без предметов. Сжать и разжать кулаки; пальцы в замок; пальцы здороваются; «коза»; «корова», чередовать «коза» и «корова»; пальцы сжать и разжать. 0,1,2 балла
С предметами. Застегивание и расстегивание пуговиц; шнуровка; «спички в коробку»; выкладывание мозаики (домик, солнце, дерево);
Обследование артикуляционной моторики.
Делаются 12 общепринятых в логопедии упражнений: «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Варенье», «Лошадка», «Маляр», «Грибок», «Дудочка» - «Заборчик», «Качели», «Орешек», «Покусать кончик языка», «Сердитая кошка». Статические упражнения даются под счет до 5. Динамические – в медленном темпе под счет до 2. отмечается объем, переключаемость, саливация. Описывая средний балл, описывается вся моторика. Для обследования моторики взрослых используется методика Оганесян.
|
| | | Кориzz@ Эксперт
Сообщения : 304 Возраст : 39 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: Обследование моторики Пт 17 Сен 2010 - 22:51 | |
| СмоЛенка, очень нужная у Вас информация! Очень здорово, что так подробно все расписано, это важно! Хотелось бы несколько уточнить (так сказать, для молодых специалистов ), а оценка состояния мелкой моторики на какой возраст рассчитана ? На 5 лет, наверное? А у Вас есть методики Оганесян и Рычковой? Тоже бы очень хотелось увидеть их здесь! |
| | | СмоЛенка Учитель-дефектолог, логопед
Сообщения : 149 Откуда : Смоленск Работа : СОГОУ Центр диагностики и консультирования,учитель-дефектолог, логопед
| Тема: Re: Обследование моторики Сб 18 Сен 2010 - 23:07 | |
| Да, все эти методики для СТАРШЕГО дошкольного возраста, т.е. того, который попадает к логопедам)))) К сожалению, методик Оганесян и Рычковой в эл виде у меня нет(((( Если отсканирую - выставлю. |
| | | Кориzz@ Эксперт
Сообщения : 304 Возраст : 39 Откуда : Смоленск
| Тема: Re: Обследование моторики Вс 19 Сен 2010 - 16:36 | |
| Cпасибо за ответ! |
| | | Мила 2013 Осматриваюсь
Сообщения : 5
| Тема: Re: Обследование моторики Чт 18 Апр 2013 - 9:09 | |
| Обследование состояния моторных функций у детей с заиканием по методике Н.А.Рычковой. Обследование состоит из пяти разделов, каждый из которых содержит от 5 до 14 тестовых заданий. Сначала обследуется общая произвольная моторика, затем мимическая моторика, речевая моторика, тонкие движения пальцев рук. Завершается обследование изучением чувства ритма. I. Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики. С этой целью используются тесты мотометрической шкалы Н. И. Озерецкого. Обследуется статическая и динамическая координация, одновременность и отчетливость выполнения движений. 1. Ребенку предлагают стать на пальцы ног («на цыпочки») и удерживать эту позу с открытыми глазами в течение 10 с. Руки вытянуты по швам, ноги плотно сдвинуты, пятки и носки сомкнуты. Задание считается невыполненным, если обследуемый сошел с первоначальной позиции или коснулся пятками пола. Учитывается шатание, балансирование, приподнимание и опускание на пальцах ног. Допускается повторение пробы до 3 раз. 2. Ребенок с открытыми глазами продвигается прыжками попеременно на правой и левой ноге на расстояние 5 м. Нога, не участвующая активно в движении, согнута под прямым углом в коленном суставе, руки на бедрах. По сигналу испытуемый начинает прыгать и, допрыгав до заранее указанного ему места, опускает подогнутую ногу. Скорость не учитывается. Задание считается невыполненным, если обследуемый больше чем на 50 см отклоняется от прямой линии, касается пола подогнутой ногой и размахивает руками. Допускается повторение задания 2 раза для каждой ноги. 3. Испытуемому дается квадратный листок (размером 5 х 5 см) папиросной бумаги и предлагается как можно быстрее при помощи пальцев правой руки скатать шарик; помогать во время работы другой рукой не разрешается. Задание проделывается в положении руки на весу. После перерыва в 15 с предлагают скатать шарик другой рукой. Время выполнения — не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты. Тест оценивается плюсом, если задание выполнено для обеих рук; при выполнении задания для одной руки ставится 1/2 плюса; в протоколе указывается, для какой руки выполнено задание. При неудаче допускается повторение теста, но не более 2 раз для каждой руки. 4. Справа и слева от спичечной коробки (на расстоянии, равном длине спички) расположены в ряд (вертикально) по 10 спичек с каждой стороны. По сигналу обследуемый начинает укладывать спички в коробку, для чего он должен большим и указательным пальцами обеих рук брать одновременно с каждой стороны по спичке и одновременно же класть их в коробку. Первыми берутся спички, ближайшие к стенкам коробки. В течение 20 с должно быть уложено не менее, чем по 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание считается невыполненным, если ребенок производил движения разновременно или уложил менее 5 спичек за 20 с. Допускается повторение задания. 5. Обследуемому предлагается оскалить зубы (широко улыбнуться). Следят за тем, чтобы не было лишних движений (наморщивания лба, поднимания бровей и т. д.), при наличии которых тест считается невыполненным. II. Обследование произвольной мимической моторики. Предлагаются следующие задания (желательно в игровой форме). 1. Поднять брови («Удивление»). 2. Слегка сомкнуть веки. 3. Прищурить глаза («Яркое солнце»). 4. Плотно сомкнуть веки («Стало темно»). 5. Сжать губы. 6. Придать губам такое положение, которое требуется для игры на духовом инструменте. 7. Вытянуть губы, как для произнесения звука о. 8. Надуть щеки. 9. Оскалить зубы («Забор»). 10. Вытянуть губы, как для свиста. Дается общая характеристика мимики по результатам наблюдения за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, дифференцированная или недифференцированная мимика, амимия, гримасничанье). III. Обследование речевой моторики. Задания преподносятся в игровой форме. Оцениваются сила, точность, объем и переключаемость движений. Отмечаются наличие синкинезий, девиации языка, быстрота формирования артикуляционного уклада, длительность удержания позы. 1. Открыть и закрыть рот. 2. Рот полуоткрыть, широко открыть, закрыть. 3. Имитировать жевательные движения. 4. Попеременно надувать щеки. 5. Втянуть щеки внутрь. 6. Оттянуть углы рта, как для произнесения звука и; губы сделать круглыми — о; вытянуть губы — у. 7. Высунуть «широкий» и «узкий» язык, удержать заданную позу на счет до 5. 8. Покусывать кончик языка. 9. Касаться кончиком языка поочередно правого и левого углов рта, верхней и нижней губы («Часы»). 10. Упереть кончик языка в нижние зубы с одновременным выгибанием спинки языка («Кошка сердится»). 11. Пощелкать языком («Поехали на лошадке»). 12. Поднять кончик языка вверх, облизать верхнюю губу («Вкусное варенье»). 13. Приблизить кончик языка к нёбу и пощелкать («Поцокаем»). 14. Произнести гласные звуки на твердой и мягкой атаке. IV. Обследование тонких движений пальцев рук (степени их дифференцированности). Предлагаются следующие задания. 1. Сжать пальцы в кулаки. 2. Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»). 3. Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»). 4. Переплести руки «в замок». 5. Выполнить пробу «корова— коза». Обследование действий с предметами включает такие задания. 1. Выложить узор из мозаики. 2. Самостоятельно застегнуть пуговицы. 3. Нанизать на нитку бусинки. 4. Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной. 5. Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7). V. Обследование чувства ритма. Детям 5 — 6 лет педагог показывает хлопками ритмический рисунок знакомых песен, который им следует повторить.
|
| | | Мила 2013 Осматриваюсь
Сообщения : 5
| Тема: Re: Обследование моторики Чт 18 Апр 2013 - 9:11 | |
| Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями (по методике Г.А. Волковой). Обследование включает 26 тестов. Они направлены на исследование двигательной памяти, переключаемости движений, статической и динамической координации, пространственной организации, объема и качества движений, чувства темпа и ритма. 1. Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб. Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений. 2. Исследование произвольного торможения движений. Отмечается: плавность и точность движений. 3. Исследование статической координации движений. Отмечается, насколько обследуемый свободен и устойчив в удержании позы. 4. Исследование динамичной координации движений. Отмечается: верно ли выполняет движения с 1-го раза или со 2, 3-го раза; уверенно или с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками. 5. Исследование внимания. Отмечается: одновременность выполнения заданных движений, точность, плавность выполнения. 6. Исследование координации движений. 7. Исследование переключаемости движений. Отмечается: точность и быстрота перехода от одних движений к другим. 8. Исследование наличия или отсутствия того или иного предлагаемого движения. 9. Исследование пространственной организации движения. Отмечается: знание сторон тела, уверенность выполнения. 10. Исследование произвольной моторики пальцев рук. Отмечается: плавность, точность и одновременность выполнения движений, соблюдение темпа выполнения движения невыполнение. 11. Исследование орального праксиса. Отмечается: объем и качество движений губ, правильность выполнения, диапазон движений, напряженность мышц, истощаемость движений. 12. Исследование объема и качества движений мышц щек. Отмечается: правильность выполнения; удается ли изолированное надувание одной щеки. 13. Исследование объема и качества движений языка. Отмечается: правильность выполнения, диапазон движении языка, характер движения языка: двигается неуклюже, неточно, всей массой, медленно. 14. Исследование объема и качества движений мышц лба. Отмечается: правильность выполнения; удается ли движение. 15. Исследование объема и качества движений мышц глаз. 16. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз. Отмечается: удается ли движение; правильность выполнения. 17. Исследование слухового внимания. Отмечается: ошибки в восприятии услышанного, умение определить неправильные звучания. 18. Исследование музыкального слуха. Отмечается: степень развития музыкального слуха (абсолютный, относительный, не развит). 19. Исследование восприятия музыки. Отмечается: умение определить характер музыки, контрастные части музыкального произведения. 20. Исследование звуковысотного слуха. Отмечается: умение различать направление звукоряда, величину интервала между звуками. 21. Исследование тембрового слуха. Отмечается: умение различать звучание различных инструментов. 22. Исследование динамического слуха. Отмечается: умение различать сильное и слабое звучание инструмента. 23. Исследование ритмического чувства. Отмечается: правильность воспроизведения ритмического рисунка, соблюдение заданного темпа. 24. Исследование продолжительности и силы выдоха. Отмечается продолжительность выдоха. 25. Исследование певческого диапазона голоса. 26. Исследование темпа речи. Отмечается: нормальный, замедленный, ускоренный темп речи.
|
| | | Мила 2013 Осматриваюсь
Сообщения : 5
| Тема: Re: Обследование моторики Чт 18 Апр 2013 - 9:13 | |
| Обследование состояния моторных функций у дошкольников с дизартрией (по методике Г.В.Бабиной, Ю.Ф.Гаркуши, Т.В.Волосовец, Р.Е.Идес). Данное обследование включает исследование всех сторон моторной сферы и является наиболее полным. I. Обследование состояния общей моторики оценивается с помощью следующих тестов: 1. Движения и серии движений для рук: - бросить мяч логопеду и поймать его в обратном броске; - руки вперед, вверх, в стороны, на пояс; - правая рука на поясе, левая — к плечу, левая рука вверх, правая — к плечу и т. д.; - держа руки над головой, переложить из одной кисти в другую три ленты по очереди; - поднять руку с каким-либо предметом вверх, затем, подняв другую руку вверх, переложить предмет из руки в руку. 2. Другие движения: - прыгать на двух ногах и на каждой; - впрыгнуть двумя ногами в лежащий на полу обруч и выпрыгнуть из него; - катить обруч, двигаясь рядом с ним. 3. Произвольное управление движениями: - остановиться по сигналу во время ходьбы, пробежки, прыжков; - изменить вид движения, согласуясь с сигналом (ходьба на носочках под тихие удары в бубен, переход на ходьбу на полной ступне с увеличением громкости ударов, при прекращении звучания бубна — остановка движения). 4. Статическая координация: - стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед; стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами; - стоять с открытыми, потом с закрытыми глазами на одной, затем на другой ноге, руки вытянуты вперед. 5. Динамическая координация: - маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями; - выполнять подряд 3 — 5 приседаний, стоя на пальцах; - проскакать на обеих ногах, затем на одной (от стола к окну); - пройти по одной линии, приставляя носок к пятке. 6. Пространственная организация движений: - ходить по кругу, а затем, повернувшись на 180°, идти в обратном направлении через круг по диагонали; - пройти от центра круга направо, потом двигаться налево по кругу; - повернуться вокруг собственной оси через правое плечо, через левое; - последовательно выполнить пробы: кулак—ребро—ладонь, делая это правой рукой, затем левой, двумя руками, на плоскости и без опоры на нее. 7. Темп выполнения движений: - удерживать заданный темп в движениях рук; - изменять темп выполнения серии движений от медленного к быстрому и наоборот (по сигналу); - выполнить графическое задание: чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 с в произвольном темпе; в течение следующих 15 с чертить как можно быстрее; в течение следующих 15 с чертить в первоначальном темпе. II. Исследование произвольной моторики пальцев рук включает следующие задания (выполняются отдельно каждой рукой, затем обеими руками, уточняется ведущая рука). 1. Статическая координация движения: - распрямить ладонь правой руки, сблизить пальцы и удержать кисть в этом положении под счет до 10 — 15; - распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать кисть в этом положении под счет 10 — 15; - выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет до 15; - выставить второй и пятый пальцы и удержать под счет до 5—8; - положить вторые пальцы обеих рук на третьи и удержать это положение под счет до 5 — 8; положить третьи пальцы на вторые и удержать под счет до 5 — 8. 2. Динамическая координация движений: - пальцы сжать в кулак, разжать (5 — 8 раз); - выполнить пробу: кулак—ребро—ладонь (5 — 8 раз); - положить ладони на стол, разъединить пальцы, соединить (5 — 8 раз); - одновременно менять положение обеих рук: одна кисть сжата в кулак, другая разжата (5—8 раз); - по очереди выставить второй и третий пальцы, затем второй и пятый (5—8 раз); - по очереди соединять все пальцы правой руки с большим пальцем правой руки, все пальцы левой руки с большим пальцем левой руки, затем выполнять эти движения обеими руками одновременно; - по очереди касаться каждым пальцем стола; - по очереди перекатывать карандаш каждым пальцем, начиная со второго. III. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке. 1. Мышцы лба: - поднять брови, нахмурить брови; - наморщить лоб. 2. Мышцы глаз: - легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки; - закрыть правый глаз, затем левый; - подмигнуть. 3. Мышцы щек: - надуть левую, затем правую щеку; - надуть обе щеки одновременно; - перекатывать воздух из одной щеки в другую. 4. Мимика лицевых мышц: - изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство. 5. Праксис лицевой мускулатуры: - символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье. IV. Обследование моторики артикуляционного аппарата проходит в следующем порядке с использованием приводимых ниже заданий. 1. Двигательная функция губ: - сомкнуть губы; - округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10; - вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10; - вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10; - растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5; - максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10; - поднять верхнюю губу, видны верхние зубы; - опустить нижнюю губу, видны нижние зубы; - многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п). 2. Двигательная функция челюсти: - широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть; - сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед. 3. Двигательные функции языка: - положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5; - положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5; - переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ; - высунуть язык (лопаточкой, иголочкой); - приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт); - поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам; - упереть язык в правую, затем в левую щеку; - закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу; - произвести движение языком вперед-назад при открытом рте. 4. Двигательная функция мягкого нёба: - широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке); - логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу; - при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций. При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты: - доступность для ребенка предлагаемого задания; - качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений); - особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе; - особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля; - количество попыток при выполнении движений, возможности обучения; - темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе; - ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание; - особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т. п.); - соответствие двигательной реакции сигналу; - наличие сопутствующих, насильственных движений; - наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата). V. Обследование ритмического чувства осуществляется с помощью следующего задания. Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения. Рекомендация к анализу результатов обследования чувства ритма: при воспроизведении ребенком ритмического рисунка надо обратить внимание на соблюдение им заданного темпа, сохранение количества элементов в данном ритмическом рисунке, соблюдение пауз внутри ритмического рисунка.
|
| | | СмоЛенка Учитель-дефектолог, логопед
Сообщения : 149 Откуда : Смоленск Работа : СОГОУ Центр диагностики и консультирования,учитель-дефектолог, логопед
| Тема: Re: Обследование моторики Чт 18 Апр 2013 - 20:54 | |
| |
| | | |
Похожие темы | |
|
Похожие темы | |
| |
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |