ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Анализ предложений на слова
Материалом исследования служат предложения различной структуры:
Мальчик играет. Девочка рвет цветы. Ярко светит солнце. Птичка сидит в клетке. Папа рубит дрова топором. Около дома растет высокая береза. Птицы свили гнезда на деревьях.
Процедура и инструкция. Ребенку дается следующая инструкция: « Я буду называть предложения, а ты приготовься назвать, сколько слов в предложении». Далее экспериментатор говорит предложение и задает вопрос: «Сколько слов в этом предложении?»
2. Слоговой анализ и синтез
а)Слоговой анализ
Материалом исследования служат следующие слова:
Дом, рама, каша, диван, сахар, лампа, кошка, клумба, танкист, машина, канава, барабан, самолет, капуста, гречиха, подсолнечник, скворечница.
Процедура и инструкция.
1. В начале эксперимента дается следующая инструкция: « Я буду говорить тебе слова слитно, а ты постарайся повторить слово по слогам».
2. В начале эксперимента дается следующая инструкция: « Я буду говорить тебе слова, а ты постарайся определить, сколько слогов в слове». Далее экспериментатор произносит слово и задает вопрос: «Сколько слогов в этом слове?».
3. Предлагается назвать ударный слог слова.
4. Предлагается назвать после произнесения слова, какой по счету ударный слог в слове.
Высокий уровень (4 балла) - правильный слоговой анализ всех предложенных слов.
Уровень выше среднего (3 балла) - правильный слоговой анализ, но с использованием помощи экспериментатора и материализации действия..
Средний уровень (2 балла) – неправильный слоговой анализ четырехсложных слов.
Уровень ниже среднего (1 балл) - правильный слоговой анализ только односложных и двусложных слов различной звукослоговой структуры..
Низкий уровень (0 баллов) – правильный слоговой анализ только простых двухсложных слов (без стечений согласных).
б) Слоговой синтез
Материал для исследования – слова: лапа, мышка, лопата, лягушка, ленивый, выливает, постучали, простокваша, безоблачное, пирожковая.
Процедура и инструкция. Экпериментатор дает следующую инструкцию: «Я буду произносить слова по слогам. А ты внимательно слушай , а потом скажи это слово слитно». Слово произносится по слогам, после чего экспериментатор задает вопрос: «Какое же слово я сказала?»
Критерием оценки является количество правильно выполненных заданий.
Высокий уровень (4 балла) - правильное воспроизведение всех предложенных слов.
Уровень выше среднего (3 балла) - неправильное воспроизведение пятисложных и четырехсложных слов со стечением согласных.
Средний уровень (2 балла) – неправильное воспроизведение пятисложных, четырехсложных и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.
Уровень ниже среднего (1 балл) - правильное воспроизведение только двусложных слов различной звукослоговой структуры..
Низкий уровень (0 баллов) – правильное воспроизведение только простых двухсложных слов (без стечений согласных).
---------------------------------------------
3. Фонематический анализ, синтез и представления.
а) Фонематический анализ
Выделение звука на фоне слова.
Материалом исследования являются следующие слова: марка, окно, комар, дом, шапка, чашка, рама, цапля, обруч, шар, кольцо, огурец, ласточка, карман.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается определить, есть ли звук М (Ц или Р) в словах.
Определение первого и последнего звука в словах.
Материал исследования включает слова: лук, окна, улица, рыбак, трава, сумка, трактор, шиповник, камыш, танк, пакет, букет, горнист, мотоцикл, кенгуру.
Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает ребенку определить, какой первый звук в названном слове. После выполнения задания (правильного или неправильного) задается вопрос: «А какой последний звук в слове?». Слово повторно называется.
Определение места звука в слове(начало, середина, конец).
Материал исследования тот же, что и в Б).
Процедура и инструкция. Экспериментатор задает вопросы типа «Где слышится звук М в слове рама ( камыш, мотоцикл и т.д.)?»
Определение количества звуков в словах.
Материал исследования составляют следующие слова: дом, лук, рама, лапа, окна, астра, крыша, трава, кошка, лампа, карман, Барбос, клумба, палата, капуста.
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Сейчас я буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и определяй, сколько звуков в слове». Называется слово. Экспериментатор задает вопрос: «Сколько же звуков в этом слове?»
Определение последовательности звуков.
Материал исследования тот же, что и в Г).
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается последовательно назвать звуки слова.
Определение «соседей» звука в слове.
Материалом исследования служат слова: муха, лужа, крыса, дочка, лампа, крошка, крапива, скатерть, скакалка, крыжовник.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет слово и дает, например, следующую инструкцию: «Какой звук в слове муха слышится перед звуком Х, после звука Х?»
Определение позиционного места звука в слове(какой по счету звук в слове?).
Материал исследования – слова: рама, лампа, сумка; крыша, пароход, карман; мышка, лягушка, окошко; скатерть, скамейка, локоть.
Процедура и инструкция. Ребенку даются следующие задания: определить, какой по счету звук М в словах рама, лампа, сумка; какой по счету звук Р в словах крыша, пароход, карман; какой по счету звук Ш в словах мышка, окошко, лягушка; какой по счету звук К в словах скатерть, скамейка, локоть.
б) Фонематический синтез.
Материалом исследования служат звуки и слова: мак, сук, рука, лужа, мошка, ручка, канава, сухари, капуста, крошка.
Процедура и инструкция. Экспериментатор называет звуки слова и просит ребенка узнать слово.
в) Фонематические представления.
Придумывание слов из определенного количества звуков.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается придумать по три слова из 3-х, затем из 4-х, далее из 5-ти звуков.
Нахождение картинок, в названии которых три, четыре, пять звуков.
Процедура и инструкция. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть 6-7 картинок и показать те, в названии которых три звука. Аналогичным образом дается задание отобрать картинки, в названии которых четыре, а затем пять звуков.
Критерием оценки служит количество правильно выполненных заданий. [b]