|
| Социализация деток с аутизмом через туризм | |
| Автор | Сообщение |
---|
Наталья Селютина Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 1435 Возраст : 40 Откуда : Город-герой Смоленск Работа : Награды :
| Тема: Социализация деток с аутизмом через туризм Ср 8 Июн 2011 - 0:07 | |
| Вот такую информацию о государственной программе реабилитации деток-аутистов в летнем лагере встретила в сети. Может быть кому-нибудь пригодится.
"Для детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в качестве средства социальной реабилитации может выступать туристско-краеведческая деятельность, в которой основой реабилитации являются следующие факторы:
-оздоровительное влияние природной среды и психофизическая активность на свежем воздухе; -изменение социальной ситуации развития: кардинальная смена обстановки, изменение и расширение круга общения; -изменение социальной роли ребенка (переход из роли опекаемого – объекта воздействия – в роль активного субъекта взаимодействия); -взаимодействие в группе, состоящей из равных по социальному статусу детей; -изменение степени негативного влияния заболевания или дефекта на уровень жизненных возможностей; -повышение жизненного потенциала: приобретение нового жизненного опыта, освоение новых знаний и умений; -расширение среды обитания (освоение новых природных условий и новых видов жизнедеятельности).
Важным положительным фактором туристско-краеведческой деятельности является улучшение здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности за счет получения необходимых навыков и автономного существования в условиях отрыва от цивилизации. Другими словами, туристско-краеведческая деятельность является важным аспектом в социализации детей с нарушениями в развитии.
Цель работы с данной категорией детей в туристско-краеведческой деятельности – создание условий для нормального развития ребенка безотносительно к заболеванию, которое нарушает этот процесс, а в конечном итоге – формирование успешного жизненного пути ребенка. Для достижения данной цели специалистами Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Вышнего Волочка Тверской области выполняется Программа оздоровительного отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в лагере реабилитационного туризма.
Основные цели и задачи программы
Основной целью программы летнего оздоровительного отдыха в лагере реабилитационного туризма является интенсивная социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в условиях совместного проживания со своими здоровыми сверстниками. Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет собой действующую микромодель интегрированного сообщества (дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и их родители; специалисты; здоровые дети), живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социальной реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.
Исходя из вышеизложенного основными задачами программы являются:
-интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; -формирование у них навыков самостоятельного поведения; -приобретение ими новых навыков самообслуживания; -приобщение семьи к реабилитационному процессу; -общефизическое оздоровление детей и подростков; -привлечение здоровых сверстников к совместной деятельности с дезадаптивными детьми; -вовлечение профессионалов в работу с дезадаптивными детьми.
Условия реализации программы
Программа реализуется в летний период в рамках муниципальной программы «Отдых детей-инвалидов» на договорной основе.
Работа лагеря осуществляется в одну смену – июль. Оплата путевок в лагерь реабилитационного туризма производится за счет программных средств госбюджета.
Лагерь реабилитационного туризма располагается в экологически чистом районе – на восточном побережье озера Селигер (Тверская область).
Участники проживают в палаточном городке. Общее количество детей не превышает 20 человек.
Необходимый штат сотрудников – 7 человек: начальник лагеря – 1, психолог – 1, врач – 1, социальный работник – 1, инструктор по туризму – 2, завхоз (водитель) – 1.
В лагере постоянно находится дежурный микроавтобус, в случае необходимости используемый в качестве санитарного транспорта, а также для доставки крупногабаритного туристического снаряжения.
Для обеспечения занятий и организации досуга детей требуется наличие канцелярских принадлежностей, игрушек, настольных игр, спортинвентаря, аудиоаппаратуры.
Для организации походов по пешим и водным маршрутам необходимо туристическое снаряжение: палатки; спальные мешки; рюкзаки; байдарки; спасательные жилеты, тенты и пр. В целях обеспечения техники безопасности походов необходимы лодка сопровождения с подвесным мотором и средства оперативной радиосвязи.
Требования, предъявляемые к участникам программы
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности не должно превышать 60% от общего.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в возрасте до 8 лет находятся в лагере только в сопровождении взрослых (родителей или других родственников). Исключение составляют случаи отсутствия сопровождающих в походах продолжительностью менее 3 дней. Дети старше 8 лет в зависимости от степени развития навыков самообслуживания и степени привязанности к родителям могут находиться в лагере как одни, так и с сопровождающими их родственниками.
Здоровые дети отдыхают в лагере без сопровождения взрослых. Минимальным требованием для них является обязательное посещение занятий Центра, где они знакомятся с особенностями поведения детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности и совместно с сотрудниками отрабатывают навыки взаимодействия с ними. Необходимым условием их пребывания в лагере также является наличие способностей к самообслуживанию в условиях жизни туристического лагеря и первичное знакомство с основами безопасности жизнедеятельности (обращение с огнем, правила поведения на открытых водоемах, Правила дорожного движения). Здоровые дети являются основными помощниками сотрудников в обеспечении жизнедеятельности лагеря (хозяйственные работы, благоустройство территории, подготовка и ремонт снаряжения).
Противопоказания к пребыванию детей в лагере реабилитационого туризма: дети младше 4 лет; дети с наличием судорожных состояний (исключение составляют случаи ремиссии продолжительностью более 5 лет); дети, получающие активное постоянное лечение психотропными препаратами; дети, имеющие хронические соматические заболевания, выраженные аллергические состояния.
Непрерывность реабилитационного процесса предполагает жесткие требования к специалистам: высокая эмоциональная и психологическая устойчивость, хорошее физическое здоровье, готовность к быстрому принятию решений в нестандартной ситуации, высокий уровень способности к постоянному коллективному взаимодействию. Интеграция профессионалов представляет собой единое системное взаимодействие, выработанное совместными усилиями специалистов различного профиля.
Организация реабилитационного процесса
Одним из важнейших принципов жизни в лагере является специальная организация пространства, времени и среды общения. При этом следует учитывать, что для части детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности организация их познавательной деятельности возможна только при участии взрослых.
Долговременной целью пребывания детей является постепенное расширение исследуемого и осваиваемого ими пространства:
-освоение территории лагеря, близлежащих окрестностей (лес, озеро, деревни); -участие в походах различной удаленности от лагеря.
В своей работе специалисты сознательно отказались от жесткого расписания жизни лагеря по времени и видам деятельности с целью выработки у детей навыков самостоятельного принятия решений в условиях повышенной свободы выбора и большинство решений принимают путем коллегиального обсуждения с привлечением к этому всех участников процесса. Исключение составляют экстремальные ситуации, в которых специалисты берут на себя всю полноту ответственности за принятие решений.
На весь срок работы в лагере составляется рабочий план, который включает в себя время на адаптацию к условиям жизни туристического лагеря, установление партнерских взаимоотношений, подготовку к участию в походах и занятия на базе.
Одним из важнейших компонентов реабилитационного процесса является участие детей в походах различной степени сложности в целях ознакомления с природой и окружающим миром, дальнейшего развития навыков самообслуживания и общения, общефизического укрепления здоровья и активизации познавательной деятельности.
Протяженность туристических походов составляет от 5 до 20 км, а время нахождения в походе – от 1 до 3 дней.
Проводятся следующие виды походов: пешие, байдарочные, смешанные.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности участвуют в походах различной степени сложности как вместе с родителями, так и самостоятельно.
В силу повышенной физической и эмоциональной нагрузки в походных условиях у участников происходит активизация всех систем жизнедеятельности, а необходимость постоянного коллективного взаимодействия требует дальнейшего совершенствования навыков общения. При этом родители получают возможность ознакомления с новыми адаптационными способностями своих детей и приобретают полезные навыки их воспитания.
Для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности участие в программе деятельности лагеря реабилитационного туризма является уникальным опытом самостоятельного проживания в незнакомых условиях. Поэтому адаптация таких детей к широкому спектру ситуаций, происходящих в жизни туристического лагеря, содействует максимальному расширению их круга общения и представления об окружающем мире.
Таким образом, лагерь реабилитационного туризма представляет собой активно действующую микромодель интегрированного общества, живущего в реальных условиях, благодаря чему создаются оптимальные условия для проведения эффективной социально-психологической реабилитации дезадаптивных детей и их последующей интеграции в общество.
Клинико-психологическая экспертиза
Основным критерием оценки работы лагеря реабилитационного туризма является клинико-психологическая динамика состояния детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Это, безусловно, не единственный критерий – при анализе деятельности лагеря можно использовать ряд других показателей: количество повторных заявлений родителей, изменение продолжительности пребывания детей в лагере, характера и степени активности родителей при подготовке к выезду в лагерь и во время отдыха, динамичность и разнообразие режима, например количество и длительность пеших или лодочных походов. Но эти и другие показатели в большей степени могут зависеть от климатических и сезонных условий, материальной оснащенности лагеря снаряжением и т.д. и требуют некоторой уже сложившейся стабильности, структурности и достаточного опыта работы (4–6 лет). Клинико-психологический критерий оценки более динамичен и в основном отражает качество реабилитационного процесса, но все-таки является скорее эмпирическим и во многом зависит от тех теоретических, концептуальных позиций и подходов, которых придерживается сама реабилитационная бригада. Частично эта погрешность оценки может быть уменьшена, если в лагере работает много волонтеров (как взрослых, так и детей), профессиональный и личный опыт которых очень различен, а участие в работе и ее обсуждение пролводятся на равноправных, партнерских началах.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности встречаютя с постоянно наблюдающим их врачом незадолго до отъезда в лагерь и вскоре после возвращения. Результаты клинического обследования сопоставляются с отчетами или дневниками родителей, данными видеоматериалов за весь период пребывания ребенка в лагере, обсуждаются с психологами.
В заключение следует отметить, что любая аналитическая работа, связанная с описанием и оценкой деятельности интеграционного лагеря, должна проводиться при активном участии всех сторон реабилитационного процесса: родителей, социальных работников, врачей, психологов и самих детей.
Надежда Никандрова ,
г. Вышний Волочек, Тверская обл. ;
Татьяна Никандрова ,
к.п.н., доцент МПГУ, г. Москва |
| | | Miss_Kapriss Эксперт
Сообщения : 2670
| Тема: Re: Социализация деток с аутизмом через туризм Ср 15 Июн 2011 - 0:23 | |
| Интересно, это действительно бесплатный лагерь??? И как туда попасть нуждающимся деткам? |
| | | Наталья Селютина Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 1435 Возраст : 40 Откуда : Город-герой Смоленск Работа : Награды :
| Тема: Re: Социализация деток с аутизмом через туризм Ср 15 Июн 2011 - 0:25 | |
| Я думаю, нужно обращаться в соц.защиту или лучше попытаться связаться напрямую с администрацией лагеря и выяснить у них все подробности. Если это гос.программа - то должно быть бесплатно. Единственное, не всем деткам с аутизмом такая программа подходит, все-таки многим деткам будет тяжело постоянно находится среди незнакомых людей, в незнакомом месте, даже если мама рядом. |
| | | Филина Светлана Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 2555 Возраст : 44 Откуда : Смоленск, Покровка Работа : учитель-логопед, олигофренопедагог Награды :
| Тема: Re: Социализация деток с аутизмом через туризм Чт 16 Июн 2011 - 5:57 | |
| Наталья ,спасибо, статья интересная и нужная! Жаль, что программа эта муниципальная, как я поняла, т.е. не на федеральном уровне. Эх, был бы телефончик ,чтобы родители могли позвонить и выяснить подробности. Я не думаю, что при наличии свободных мест им бы отказали. А вообще это хороший вариант и для Смоленска. В этой программе оз. Селигер, а у нас есть Сапшо и другие. Есть к чему стремиться. Нашлись бы желающие организовать все это. По поводу того, всем ли аутистам подходит такая программа- да, конечно, тут все индивидуально. Но если с ребенком-аутистом проводится систематическая работа по преодолению его состояния ,то все должно быть хорошо, т.к. работа по социализации начинается задолго до выездов за город: сначала ребенка знакомят с пространством возле дома (детской площадкой и т.д.), затем уже начинают совершать прогулки в магазин, и т.д., т.е. охватывают большее пространство, а потом уже становятся возможными прогулки за город. |
| | | | Социализация деток с аутизмом через туризм | |
|
Похожие темы | |
|
Похожие темы | |
| |
Страница 1 из 1 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |