Исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи
Имитация слогов по таблицам Н.Б.Покровского
Материалом исследования служат слоговые таблицы.
Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас я буду читать тебе слоги, а ты их внимательно слушай и повторяй». Далее экпериментатор, сидя сбоку от ребенка, чтобы исключить возможность зрительного восприятия артикуляции, называет слоги. Ребенок повторяет их.
При обработке материалов исследования не учитываются замены звуков, обусловленные соответствующими заменами в устной речи. Критерием оценки является количество правильно воспроизведенных слогов.
Имитация серий слогов с фонетически близкими звуками.
Серии из двух слогов
Мана нама саша шаса
Бапа паба зажа жаза
Гака кага цаса саца
Дата тада чатя тяча
Заса саза щача чаща
Жаша шажа шаща щаша
Серии слогов (по Н.Б.Покровскому)
Няк пуль бущь мят свум сось пиц чтал дюр хач
Мюф зощ плись рыц дум нысь лут сич вость дыс
Фсен ряй бер чать выс гум прюх шеть втоть ёфь
Ёк стял тыпь геф бац трит шись деп здес торь
Вох жох эфт трух фек лефь вик щёх кась зех
Лир нет трен рась скум цать дян стоц прыл кром
Дуч свар порь нар зунь сул пяф золь сель хил
Чтел лась хуф песть вый касть рёть ряс фыл урт
Жась кеш пыц гуть меш бяс тущь дес сых яс
Лень маф зюс чёф буф шеп длаф тёр непь шоль
Рон няш цый репь шох гипь сёй фсоф аст лер
Фсес чумь щал крыс вяф фай рир самь руфь дас
Юц пел тряпь тёщ мыл зах ность дёч тац прит
Лоч дыст пуч хас нип штись тум бяй ныф мям
Куй зич жик гом прас боть шарь нунь длин вафь
Зуфь стыч жен ер нярь знун гань оск сым лоц
Бюн холь дяф нень штоть люпь проц шич нящ щеть
Цуч кик моть дреть рюх чесь мифь трар зяк ноть
Плык фуч чтэт вак лен тух вур зас хет здап
Сёф кать дор пон тяч сусь бан вёнь тисть рул
Рек нищ зном рыс гек тань вуф треп мёх пась
Зырь чтуй быс тет скес мофь лям гоф сях роц
Фок шусь хул штай изм дват трюль нуц рель ший
Дам пюм кац бёк синь шурь луф фиш сузнь прень
Стар бань вюр нах бем сах десь жус цой лорь
Серии из трех слогов
Манама намана сашаса сашаса
Бапаба пабапа зажаза жазажа
Гакага кагака цасаца сацаса
Датада тадата чатяча тячатя
Ралара ларала щачаща чащача
Жашажа шажаша щасяща сящася
Засаза сазаса шащаша щашаща
Слуховая дифференциация звуков на материале слов-квазиомонимов.
Добавлено (24.08.2009, 09:11)
---------------------------------------------
Материал исследования: картинки и слова-квазиомонимы.
Дифференциация твердых и мягких звуков: зовет-завод, мишки-мышка, мыло-Мила, ел-ель, угол-уголь, лук-люк, Юля-юла, галка-галька, ложка-Лешка.
Дифференциация звонких и глухих звуков:сова-софа, Феня-Веня, класс-глаз, картина-гардина, кот-год, колос-голос, почки-бочки, пашня-башня, запор-забор, тушь-душ, катушка-кадушка, уточка-удочка, том-дом, трава-дрова, тачка-дачка, сайка-зайка, косы-козы, суп-зуб, сахар-Захар, шар-жар, Луша-лужа, уши-ужи.
Дифференциация плавных сонорных звуков: марка-майка, рама-яма, рот-йод, рожки-ложки, бурки-булки, рак-лак, гроза-глаза, руковица-луковица, Марина-малина, жарит-жалит.
Дифференциация шипящих и свистящих звуков:мишка-миска, усы-уши, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, носы-ножи, челка-щелка, читает-считает, дочь-дождь, точить-тащить, Петька-печка, редька-речка, платит-плачет, телка-челка, катается-качается, Светик-цветик, лиса-лица, весы-вещи, лес-лещ, чашки-шашки, ночь-нож.
Процедура и инструкция. Экспериментатор, сидя сбоку от ребенка, дает ему следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты постарайся правильно показать картинку». Затем перед ребенком раскладываются поочередно пары картинок на слова-квазиомонимы и задаются вопросы: «Где крыша? Где крыса? Где крыша?» И т.д. По двум картинкам задаются 3-4 вопроса, чтобы избежать случайного выполнения задания.
Оценка выполнения заданий:
Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение всех заданий.
Уровень выше среднего (3 балла) - ошибки в выполнении не более 5 заданий.
Средний уровень (2 балла) – ошибки в выполнении 6-10 заданий.
Уровень ниже среднего (1 балл) – ошибки в выполнении 11-15 заданий.
Низкий уровень (0 баллов) – ошибки в выполнении свыше 15 заданий.
Определение правильности слова.
Материалом исследования служат знакомые слова и псевдослова, сходные по звучанию с хорошо знакомыми словами:Нолоток Сопака Зом Шир
Можницы Априкос Замолет Шанки
Лума Бол Лиза Шумка
Кувшим Бакет Козмонавт Суба
Колубь Боросенок Козынка Сапка
Крач Ламба Саяц Коска
Покода Тыня Роса Ландыс
Гаска Тверь Шолудь Жима
Огно Торога Шаба Жаяц
Сумга Каранташ Лыши Золудь
Стаган Дабуретка Лушок Зив от
Панка Эдаж Жуба Крызовник
Пинт Парда Жапка Цанки
Пукет Зорока Кажа Цом
Бтица Чигр Кожка Лец
Щашка Чень Тяйник Колецо
Щасы Челенок Т исы Сапля
Щетыре Кровачь Грать Сырк
Мящ Чука Обруть Пуговиса
ластощктощкаа Четка Ластотька Кольсо
Кистощка Ячик Светька Щапка
обрущ Шук а Щуба Шотка
Кощка Яшик Ландыщ Плаш
В процессе исследования называются также 20 правильных слов, сходных с асемантичными звукосочетаниями. Псевдослова и правильные слова чередуются в случайном порядке. Каждое псевдослово отличается лишь одним звуком. Заменяются следующие пары фонетически близких звуков: М-Н, Б-П, Д-Т, Г-К, С-З, Ш-Ж, С-Ш, С-Ц, Ч-Щ, Ч-ТЬ, Ш-Щ.
Процедура и инструкция. В начале эксперимента дается следующая инструкция: «Сейчас я буду называть слова правильно и неправильно. А ты внимательно слушай и поправляй меня. Например, я скажу слово «стол». Правильно я сказала? (Правильно.) А если я скажу «стом» - это будет правильно? (Неправильно).». Далее экспериментатор называет правильное или неправильное слово и задает вопрос «Правильно я сказала?». Если ребенок определяет асемантичное слово как неправильное слово, ему задается вопрос: «А как сказать правильно?»
Критерий оценки количество правильно выполненных заданий на асемантичные звукосочетания.