|
| |
Автор | Сообщение |
---|
Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Речь при нарушении слуха Вс 26 Июн 2011 - 13:53 | |
| Здравствуйте Всем! Очень рад что нашел этот сайт. Много очень необходимой информации. О себе- я врач, стаж работы 25 лет, большая часть организация промышленного здравоохранения. В прошлом году стал дедушкой.У меня замечательная внучка - Женечка, самый любимый человечек.К сожалению нашей малышке с первого дня жизни пришлось очень тяжело. В родах отрыв пуповины, гемморагический шок, асфиксия, две недели в коме, затем два с половиной месяца в отделении. В девять месяцев обнаружили снижение слуха , обратились к сурдологу, диагноз сенсоро-невральная тугоухость 2-3 степени, начали пользоваться слуховыми аппаратами с 10 месяцев. Несколько раз делали КСВП (дважды в домашних условиях, последний раз в Киеве в институте лор-патологии). На последнем обследовании картина такова: сначала получаем ответ который очень быстро затухает( на 100db) Клинически - очень нестабильная симптоматика, бывает реагирует на звук, обращение к ней, бывает нет. В институте мнение специалистов разошлись, сурдологи говорят глухоты нет, функционалисты указывают на данные КСВП. Параллельно сделали картирование, результат наличие эпи-пиков в затылочной и заднетеменной области, снижение порога судорожной активности.Судорог у нас не было. Физиолог говорит о высокой вероятности возникновения проблем с формированием речи.Стали перед проблемой как быть дальше- продолжать стимуляцию слуховыми аппаратами или нет? Какой метод лечения и реабилитации будет более эффективен? Помогите разобраться в ситуации. Описал немного сумбурно, но дам любую дополнительную информацию. Буду крайне признателен. |
| | | Наталья Викторовна Врач-педиатр
Сообщения : 705
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вс 26 Июн 2011 - 15:06 | |
| Олег! А сейчас внучке сколько и что она сама умеет делать? |
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вс 26 Июн 2011 - 17:12 | |
| Сейчас Женечке 1 год 3 месяца, она очень уверенно ходит за ручку, практически бегает, но сама ходит с опаской. Из речевых контактов преобладают как бы гыканья но очень эмоционально окрашенные, типа вопросительных, удивления, раздражения когда её что-то не устраивает.Говорит слоги ам-ам , ма-ма, ба-ба, деть, ать, гать. Но проскакивают кать -кать в виде очень похожих на эхолаллии.Играет в ку-ку, закрывает глазки себе или с кем играет,играет в ладушки. Придумала игру в "щипалку" , пошипывает деда и в ответ на мое "ой " очень смеется.Показывает нос, глазки у себя, взрослых и у игрушек.Перелистывает книжки увидив на картинках животных показывает у них глазки, носик.Любопытная -все изучает на ощупь и конечно на зуб, сама ведет к интересному ей объекту, указывает рукой куда ей хочется. Сейчас у нее этап когда она всё бросает игрушки , кубики. Очень контактная с детьми, тянется к детям, любит играть. Очень любит прыгунки. Из навыков помогает одеваться. За последний месяц видим четкое увеличение количества " речевых" контактов в виде вышеописанных гуканий, стала чаще поворачиваться на зов к ней по имени, но реакция не постоянная. Видим что она прислушивается , выражается это в замирании, смотрит внимательно на говорящего,в глаза на его губы.Часто ответ происходит с некоторой задержкой.Кушает с ложки, пьет сама из кружки. |
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вс 26 Июн 2011 - 17:21 | |
| Да, я хотел бы добавить что все "гыканья" как бы к месту, если удивление или восхищение то это к месту, тоже можно сказать и о других реакциях на окружающее. |
| | | Наталья Викторовна Врач-педиатр
Сообщения : 705
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вс 26 Июн 2011 - 18:21 | |
| Женечка для ее возраста очень многое умеет , а для ее диагнозов даже много.Молодцы родители и , конечно, дедушка. На сайте можно почитать занятия с малышами с задержкой речи, особенно с мелкой моторикой, пальчиковые краски и т. д. Да, вы и сами знаете. Удачи Вам , продолжайте занятия , хвалите малышку за малейшие успехи и результат обязтельно будет. |
| | | Miss_Kapriss Эксперт
Сообщения : 2670
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вс 26 Июн 2011 - 18:31 | |
| Я знаю, что на форуме есть сурдологи, очень ждем вашего совета! И логопедов тоже ждем! |
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вс 26 Июн 2011 - 18:33 | |
| Спасибо Вам большое за поддержку, нам сейчас это очень важно. |
| | | Наталья Викторовна Врач-педиатр
Сообщения : 705
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вс 26 Июн 2011 - 22:46 | |
| всегда рады общению. У Вас все будет хорошо. удачи! |
| | | Наталья Селютина Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 1435 Возраст : 40 Откуда : Город-герой Смоленск Работа : Награды :
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Пн 27 Июн 2011 - 23:52 | |
| Oleg, здравствуйте! Соглашусь с Натальей Викторовной - вы очень хорошо заботитесь о развитии Женечки, она действительно очень многое умеет и знает! В вашей ситуации в первую очередь, конечно, необходима помощь сурдологов и сурдо-педагогов, именно они занимаются развитием, обучением деток с нарушениями слуха, от их заключений и рекомендаций нужно отталкиваться. Вам правильно сказали, если действительно есть проблемы со слуховой системой, формирование речи идет своебразно, имеет определенные особенности, хотя часто на раннем этапе соответствует норме. Т.е. у малышей возникает и гуление, и лепет и даже слова, которые постепенно могут угасать без необходимой поддержки. Со своей стороны, как логопед, я попытаюсь помочь, чем смогу, думаю, коллеги также поддержат. Советы Натальи Викторовны также очень правильные - в любом случае нужно работать над общим развитием, мелкой моторикой, пониманием речи, расширять словарный запас, ВСЁ ВРЕМЯ разговаривать с малышкой, пояснять свои действия. Можете почитать вот эти статьи, если будут вопросы, пишите не стесняйтесь "Развитие речи детей второго года жизни" "Развиваем речь от 1 года до 1 г. 3 мес.""Развиваем речь от 1 г. 3 мес. до 1 г. 6 мес.""Игры для развития мелкой моторики"А сейчас, если возможно, уточните, пожалуйста, несколько моментов. Вы сами обнаружили снижение слуха, на что обратили внимание? Тугоухость у Женечки на оба ушка? Она всё время находится в слуховых аппаратах? Те реакции, которые она показывает (отклик на имя, лепет, слова и т.д.) возникают только при аппаратной поддержке? Без аппаратов реагирует ли малышка на речь? Одинакова ли реакция, если малышка видит лицо говорящего и если не видит? Как Женечка понимает обращенную речь, например, может ли выполнить элементарную просьбу? ("покажи, где мячик?" , "помаши дедушке пока-пока" и т.д.). Проявляет ли интерес к книжкам, любит слушать сказки? Может показать, где собачка на картинке, где кошка и т.д.? |
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вт 28 Июн 2011 - 0:56 | |
| Уважаемая Наталья! Спасибо Вам за отклик на наши проблемы, очень Вам благодарен за это.Буду отвечать по-порядку на Ваши вопросы. Обнаружили мы сами, вернее первая обратила внимание прабабушка, она педагог с большим стажем,обратила внимание, что Женя не реагирует на имя. Далее мы стали проверять реакцию Жени на громкие звуки -хлопки , стук и т.д. реакции не было. Кинулись в инет, нашли тесты с баночками - четкой реакции не получили, обратились к лор-врачу, ну и далее он направил нас к сурдологу. Нам поставили диагноз сенсоро-невральная тугоухость 2-3 ст. на оба ушка. Сразу начали пользоваться аппаратами на оба ушка. У нас Widex inteo.Первое время аппаратами пользовались не весь день, последний месяц стараемся носить постоянно. Четко определить лучше ли она слышит в аппаратах или нет трудно.Реакцию на звуковые раздражители она может давать и без аппаратов и в аппаратах, она не постоянна. Как пример - во время еды на кухне, я тихонько захожу и становлюсь у нее за спиной на расстоянии 0,5-1метра и начинаю звать ее по имени голосом чуть выше обычного (у меня тембр ближе к низкому). В комнате только мама Жени , Женя и я. Рот я прекрываю рукой, чтобы исключить колебания воздуха и получаю четкий, правда с некоторой задержкой ответ в виде поворота головы назад и вверх на меня. В этот момент я четко видел эту реакцию на звук. Или я включаю синтезатор с имитацией звука вертолета и Женя начинает вертеть головой по сторонам в поиске источника звука. Таких эпизодов достаточно много, смущает ,что наряду с ними идут эпизоды когда ответа в аналогичных ситуациях нет.Но я могу со 100% уверенностью сказать, что реакция на звук есть, но она не постоянна и можно говорить что когда она есть то она замедленна .Достаточно часто мы видим реакцию на звук в виде замирания. Когда она видит лицо говорящего , то часто следит за его губами. С просьбами сложнее, не выполняет.Интерес к книгам есть, страницы переворачивает сама, рассматривает с интересом, сама указывает на носик и глазки, затем показывает у себя, но просьбы не выполняет.Собачку и кошечку показать не может.Сегодня приезжали друзья у них малышу 4 года, у Жени рот не закрывался она ходила зе ним по пятам. Очень тянется к детям. Еще раз спасибо Вам за поддержку и понимание. |
| | | Ланочка Учитель-дефектолог, логопед
Сообщения : 46 Возраст : 35 Откуда : Москва Работа : РБОО помощи в жизни инвалидам детства центр Радуга
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вт 28 Июн 2011 - 11:52 | |
| Здравствуйте, Олег! Я соглашусь со всем выше сказанным, хотела бы ещё посоветовать вам учить ребёнка различать звуки речевые и неречевые. Вам нужно давать Женечке слушать как можно больше звуков окружающего мира, включайте ей детские песни, звуки природы и другие.
Начните с выработки реакции на звук ,есть звук или нет звука: Пусть Женечка кладёт пуговку в коробочку, когда вы бьёте в бубен, вы ударяете в бубен и сначала совместно с ребёнком кладёте в коробочку пуговку (это и для моторики полезно и для слухового восприятия) Потом перейдите на различение неречевых звуков и проводите игры "Что звучало" Возьмите бубен и барабан и сначала на глазах ребёнка и вместе с Женечкой поиграйте в эти музыкальные инструменты, потом на одном из инструментов поигратйе за спиной у ребёнка и пусть она покажет на каком инструменте вы играли. Такую игру можно проводить и с другими музыкальными инструментами.
Затем вам нужно будет перейти к речевым звукам. Учите показывать где мама и где папа, просьбу дай. Сначала пользуйтесь сопроводительными жестами, затем старайтесь, что бы ребёнок воспринимал всё только на слух. Так же учите различать её названия животных, сначала со звукоподражания ав- ав, говорите собака ав, обязательно показывая картинку или игрушку, корова му. Потом положите на стол две картинки собаку и корову и скажите "Дай собаку ав". Помогайте при необходимости Жене. На первых этапах обучения Женя должна видеть ваше лицо, потом когда она будет всё правиль выполнять на слухо -зрительной основе вы можете закрыть лицо листом бумаги ли рукой и теже задания давать только на слуховой основе. |
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вт 28 Июн 2011 - 12:01 | |
| Спасибо Вам Ланочка, обязательно будем использовать в занятиях Ваши рекомендации. |
| | | Наталья Селютина Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 1435 Возраст : 40 Откуда : Город-герой Смоленск Работа : Награды :
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вт 28 Июн 2011 - 15:27 | |
| Oleg, Ланочка дала очень хорошие советы. Особенное внимание уделите выработке реакции на звук (как писала Ланочка "Начните с выработки реакции на звук ,есть звук или нет звука: пусть Женечка кладёт пуговку в коробочку, когда вы бьёте в бубен, вы ударяете в бубен и сначала совместно с ребёнком кладёте в коробочку пуговку). Это очень вам пригодится в дальнейшем, когда вы с Женечкой будете проходить аудиометрические исследования, т.к. детям часто предлагают игровую аудиометрию, которая и заключается в том, чтобы ребенок на определенный звук выполнял какое-то действие (одевал колечко на пирамидку, бросал шарик в корзинку и т.д.). По поводу ношения аппаратов, я не специалист, и к сожалению, не могу подсказать, нужно ли постоянно носить аппараты или нет, это вопрос всё же к сурдо-педагогам. Но сейчас для развития речи и общего психического развития очень важно, чтобы малышка вас всё время слушала и слышала. А ваша задача всё время "бубнить" - рассказывать, показывать, привлекать внимание ко всему и всё оречевлять (как описывала Ланочка). Сейчас у Женечки как раз сензитивный, благоприятный период для развития, это время нужно использовать по максимуму. Она сейчас всё "записывает" как магнитофон, а чуть позже начнет "воспроизводить". Пробуйте ненавязчиво стимулировать речевые реакции: хочет пить,- ласково попросите : "Скажи "пить!" (при этом вы должны находится с девочкой на одном уровне, чтобы она видела вашу артикуляцию, говорите медленно, четко). Хвалите за любую голосовую реакцию. Через некоторое время Женя запомнит это слово. Одновременно разучивайте несколько простых слов (достаточно 2-4). Посмотрите вот эту книжку Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. http://pedlib.ru/Books/1/0410/1_0410-1.shtml, также можете поискать в сети книги Леонгард. Очень много в интернете презентаций, где показывается и озвучивается картинка, например, нарисована собака и диктор говорит "собака". Такие презентации есть почти по всем лексическим темам (животные, птицы и т.д.). Есть и очень хорошие развивающие мультики, построенные по такому же принципу - Беби Эйнштейн 9Baby Einstein), их также можно найти в интернете, но они не все дублированы на русский язык. Есть детские аудио-записи и мультики с голосами животных (главное, сначала полушайте сами, и выберите наиболее реалистично звучащие). В детских магазинах есть такие игрушки, наподобии пианино - нажимаешь на животное - оно подает голос. Хорошо использовать их на занятии (опять-таки, если голоса похожи). Много появилось "звучащих" книг (правда они дорогие), где поворачиваешь страничку с животным, транспортом и звучит его "голос". По возможности, старайтесь делать занятия комплексными и с постоянным повторением материала: т.е. увидели на улице собачку, рассказали какая она, какие части тела есть, какая у неё мягкая шерстка, хвостик колечком и т.д. Пришли домой - поискали вместе с Женей в книжке картинку собачки, опять повторили всё, спросили, как собачка голос подает. Если есть игрушечные собачки, их можно взять рассмотреть. Если есть раскраски для малышей - вместе с девочкой можно там раскрасить собачку. А потом можно еще слепить из пластилина колбаску для собачки. А вечером можно рассказать бабушке, кого видели, рисовали, лепили...Главное, знайте, ваш нелегкий труд, ваше упорство и терпение обязательно дадут плоды! Мы ждем новостей о вас и сообщений о ваших и Женечкиных успехах! |
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вт 28 Июн 2011 - 18:37 | |
| Наталья Юрьевна спасибо большое, уже начал читать книгу Шматко. Очень интересно. Сейчас поеду к внучке, спасибо Вам за помощь и внимание. |
| | | СмоЛенка Учитель-дефектолог, логопед
Сообщения : 149 Откуда : Смоленск Работа : СОГОУ Центр диагностики и консультирования,учитель-дефектолог, логопед
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вт 28 Июн 2011 - 22:08 | |
| Оleg, та степень снижения слуха, которую определяют у Женечки предполагает, что она слышит определенные звуки (низкочастотные или высокочастотные - нужно смотреть по аудиограмме), с определенного расстояния (возможно около уха, возможно и дальше, опять же нужно смотреть по аудиограмме). Скорее всего девочка "замирает" как раз тогда, когда их различает. Вам нужно посоветоваться с сурдологом, узнать какие именно звуки (какой частоты) она слышит и с какого расстояния. И от этого уже начинать занятия. Возможно, нужно будет громко говорить около уха, возможно на первых порах подбирать определенный словарь. Т.е. опираться на доступное и чуть-чуть больше (зона ближайшего развития). У сурдопедагогов даже есть такой термин "вытягивать слух", т.е. постепенно увеличивать расстояние. Теперь по поводу аппаратов. Их нужно носить постоянно. Чем больше девочка будет слышать, тем лучше. Она должна учиться различать звуки (это, в принципе, проходят все малыши - учатся поворачивать голову на звук, различать голос и шум и т.п.). А без аппаратов опыт "различения" не сформируется. Но нужно заниматься и без аппаратов. Это должны быть именно занятия, а не просто свободное время без аппаратов. В таком возрасте вашей внучке еще могут сделать кохлеарную имплантацию. Сейчас эта процедура хорошо разработана и не редкость. Тогда она получит практически 100% слух (по научному это совсем не так, но по простому можно так выразиться). Однако, показано это не всем, нужно советоваться с врачами. |
| | | СмоЛенка Учитель-дефектолог, логопед
Сообщения : 149 Откуда : Смоленск Работа : СОГОУ Центр диагностики и консультирования,учитель-дефектолог, логопед
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вт 28 Июн 2011 - 22:11 | |
| Вообще-то, в Киеве очень сильные сурдологи и сурдопедагоги. Одни из лучших раньше на постсоветском пространстве были. Из Ваших вопросов я поняла, что до конца они еще не пришли к единому мнению - есть тугоухость или нет?! так? |
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Вт 28 Июн 2011 - 22:33 | |
| СмоЛенка спасибо за поддержку. В Киеве Вы правы окончательное решение не приняли, мнения разделились, сурдологи говорят что снижение слуха имеется, но превалирует нейропатия, функционалисты на основе данных ксвп говорят о глухоте и необходимости КИ протезирования. В целом говорят о необходимости наблюдения, но мы не хотим ждать, ведь везде пишут чем раньше начинать реабилитацию, тем вероятнее успех. Поэтому я глубоко благодарен всем откликнувшемся на нашу проблему за методологическую помощь и советом и литературой, очень важно делать все правильно и совместно всей семьей и самое главное КАК ДЕЛАТЬ. |
| | | СмоЛенка Учитель-дефектолог, логопед
Сообщения : 149 Откуда : Смоленск Работа : СОГОУ Центр диагностики и консультирования,учитель-дефектолог, логопед
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Ср 29 Июн 2011 - 18:05 | |
| Вот нашла в своих старых материалах, может пригодится.
Как начать обучение слабослышащего ребенка речи
Если ребенок сам еще не овладел речью, очень полезно прежде всего показать ему, как речь помогает в общении. Поэтому сначала следует начать обучение пониманию неко¬торых поручений, например: встань, сядь, иди сюда, иди к маме, иди к бабушке, принеси, отнеси,' дай, покажи и т. п. Чтобы показать ребенку, как следует реагировать на эти слова, можно привлечь слышащего ребенка или взро¬слого для участия в первом уроке. Сначала слабослыша¬щему ребенку следует показать, как слышащий реагирует на слова сядь, иди ко мне и т. д. Затем с этими словами можно обратиться к ребенку, которого вы учите, и он пу¬тем подражания должен будет выполнить ваши требо¬вания. Привлекая внимание ребенка к движениям губ и произ¬нося слова достаточно громко, следует научить его вста¬вать со стула или с парты при требовании встань или са¬диться при требовании сядь, а также идти к вам при обращении иди ко мне. На второй или третий день занятий можно включить требования: иди к маме, иди к бабушке, иди к Саше (называя любое имя из числа окружающих ребенка лиц) и т. п. Подобные упражнения в первые дни занятий следует повторять столько раз, сколько потребуется для их полно¬го усвоения. Чтобы быть уверенным в том, что ребенок вас понимает, следует обращаться к нему с упомянутыми вы¬ражениями вразбивку. Как только вы убедились, что ребенок усвоил смысл обращенных к нему слов, запишите их крупными буквами на листе бумаги и повесьте на видном месте. Такой же список родители вывешивают дома. По этому списку все окружающие будут знать, с какими словами можно обратиться к ребенку. Далее следует перейти к таким по¬ручениям, которые позволяют включить в предъявленные ребенку словосочетания названия разнообразных пред¬метов. Пользуясь словами дай, принеси, отнеси, покажи, мож¬но научить ребенка понимать названия очень многих окру¬жающих его предметов. Скажите ребенку: дай зайку, дай куклу, дай карандаш (предметы должны лежать в поле зрения ребенка), и он постепенно научится различать названия упомянутых предметов. Постепенно, по мере того какк он научается понимать названия соответствующих предметов, включаются и другие предметы. Если необхо¬димых предметов нет, то можно перейти к использованию картинок, изображающих какие-либо предметы. Обращаясь к ребенку со словами: Принеси шапку. Принеси карандаш. Дай молоток. Дай книгу. Дай зайку. Дай ручку. Дай стакан. Дай чашку. Дай шапку. Дай паль¬то. Дай туфли. Дай шарф и т. п., можно научить его пони¬мать большое число названий. Для этой цели, а также для закрепления усвоенных названий предметов следует использовать лото в картинках. Для той же цели можно перейти к использованию сло¬восочетаний: Покажи, где карандаш. Покажи, где шапка. Покажи, где сумка и т. п. Сразу же следует обратить вни¬мание ребенка на разницу значений слов дай и покажи. Со словом покажи можно связать еще большее число на¬званий предметов, чем со словом дай. Кроме мелких пред-метов, которые могут передаваться из рук в руки, со словом покажи можно связывать и крупные предметы, как, например: Покажи шкаф. Покажи стол. Покажи потолок. Покажи пол. Покажи окно. Покажи дверь. Покажи небо. Покажи дерево и т. п. Слова принеси и отнеси также дают возможность усваи- вать значительный запас названий предметов в условиях активной деятельности ребенка. Очень важно при этом неоднократно повторять упражнения в разных ситуациях гак, чтобы ребенок мог достаточно точно понять значение слов и условия их употребления. Как только ребенок на- 'учится понимать те или иные слова, их следует использо- вать в быту. Так, слова покажи, где можно использовать при рассматривании картинок в книжке, слова принеси, или отнеси — при подготовке к уроку, к приему пищи, при подготовке ко сну или уборке, в играх с игрушками. Одновременно с накоплением запаса понимаемых слов следует учить ребенка произносить эти слова. Однако обу¬чение ребенка активной речи идет более замедленным тем¬пом, так как он еще не имеет прочных навыков тех дви¬жений речевых органов, которые приводили бы к произ¬ношению звуков речи. На этом этапе ребенок должен научиться произносить свое имя в ответ на вопрос: Как те¬бя зовут? — и имена близких в ответ на вопросы: Как зо¬вут папу? Как зовут маму? и т. п. Слова, произносимые ребенком в этот период, только напоминают правильное произношение, но все же контур слова ребенок обычно мо-жет воспроизводить. На этом же этапе следует обязатель¬но добиваться правильного произношения гласных и более или менее точного употребления ударения в словах. Со¬хранение контура слова делает более понятными окружа¬ющим слова, произносимые ребенком. Это значит, что он может пользоваться этими словами в общении, и, следо-вательно, будет упражняться в устной речи. Тема¬тика словаря (семья; игрушки; игры на воздухе; животные, окружающие ребенка и изображенные на картинках книг; фрукты; овощи; пища; одежда и т. п.) может послужить примером при подборе слов для обучения. Ориентируясь на приведенный список слов только в основном, ребенку следует сообщать слова, актуальные для его обихода, необходимые ему в общении и связанные с его окружением. Это значит, что ребенок в первую очередь будет знакомиться со словами, обозначающими доступные его восприятию явления и предметы. При этом необходимо постоянно уточнять и исправлять слова, самостоятельно усвоенные ребенком в процессе об¬щения. Для обогащения словаря ребенка окажутся очень по¬лезными прогулки, экскурсии, посещения магазина, почты и других учреждений, во время которых ведется беседа и направляется его внимание на слова, обозначающие со¬ответствующие предметы и явления. является непосредственное окружение ребенка. Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно со¬общить названия предметов или действий, с которыми он столкнулся. Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему (называя его имя): Саша встал. Саша надевает чулки. Саша надевает рубашку. Саша надевает ботинки. На уроке ему говорят: Саша пишет. Саша рисует. Саша вытирает доску и т.д. Если ребенок не усваивает еще целых предложений, то можно называть ему каждый из данных предметов отдельно (рубашка, чулки и т. п.). Тут же можно научить ребенка обозначать предметы и дейст¬вия, связанные с одеванием, умыванием и т. п.: вода, мыло, моет руки, моет лицо, чисто, чистые руки, грязные руки,, полотенце, вытирает лицо, вытирает руки, вода холодная, теплая и т. п. Дальше за завтраком можно называть виды пищи (каша, чай, молоко, хлеб, масло, колбаса, яблоко и т. п.), посуду и приборы {чашка, блюдце, тарелка, ста¬кан, ложка, нож и т. п.). Тут же можно говорить: Саша пьет чай. Саша ест кашу и т. п. То же можно говорить за обедом и за ужином. На прогулке можно называть любые из окружающих предметов, перед уходом из дома можно называть: зимой — зимнюю одежду, летом — летнюю (шу¬ба, шапка, варежки, валенки, носки, майка и т. п). На ули¬це надо называть транспорт, магазины или предметы, ко-торые в них продаются. В саду или в парке можно называть деревья, цветы, предметы развлечения и спорта (коньки, лыжи, велосипед и т. п.). Во время игры ребенок учится называть игрушки и действия, которые производят¬ся с соответствующими игрушками (ловит мяч, поймал мяч, везет санки, катается на санках, катается на коньках, едет на велосипеде, катает мяч и т. п.). В классе учитель учит ребенка пользоваться словами, характерными для классного обихода. Очень важно пользоваться любым маленьким собы¬тием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, весело, выиграл, победил, узнал, знает, не знает, испугался, плачет, устал, дождь, снег, ветер, солнце, мороз, светит, жарко, скользко, имеет и т. п. Искусственно создавать ситуацию для наглядного объ¬яснения многих из необходимых в обиходе слов очень трудно, в то время как случайное стечение обстоятельств может оказаться очень благоприятным для усвоения но¬вого слова. Слова, приобретенные в случайной ситуации, следует записать и постараться подобрать аналогичные случаи, чтобы повторить и закрепить их. Другим источником накопления словарного запаса яв¬ляются беседы по сюжетным картинкам и по серии карти¬нок, составляющих рассказ. Разумеется, и эту работу на чинает учитель и продолжают родители. Рассматривая с ребенком сюжетную картинку, выяс¬няют с ним названия предметов и действующих лиц, изо¬браженных на рисунке. Выясняют, чем занимаются изображенные на картинке персонажи, во что они одеты, какими орудиями пользуются, например, с помощью картин¬ки «Зимние забавы» можно познакомиться со словами: мальчик, девочка, катаются, катаются на коньках, катают¬ся на санках, мальчик упал, мальчик Вова, у Вовы паль¬то, шапка, шарф, валенки, варежки, коньки, палка и т. п. Для бесед по картинке можно пользоваться художест¬венными репродукциями и иллюстративным материалом, издаваемым для занятий в дошкольных и школьных уч¬реждениях. Очень полезно составление рассказов по сериям кар¬тинок. Прежде чем приступить к беседе по серии картинок, ее следует совместно с ребенком разложить по порядку со¬держания рассказа, а затем приступить к составлению рассказа по картинкам. В зависимости от речевых возможностей ребенок может проявить различную степень активности. Если он распо¬лагает возможностью хоть очень искаженно составить рассказ самостоятельно, то очень полезно поручить ему самостоятельный рассказ, попутно исправляя допущенные им ошибки. При повторении рассказа этих ошибок будет все меньше. Если ребенку еще совсем недоступен самостоятельный рассказ, то занятия проводятся в следующем порядке. Учитель ведет рассказ по картинкам, пользуясь ими как иллюстрацией, а ребенок вслед за ним в меру своих воз¬можностей повторяет рассказ. Ключевые слова рассказа следует повторить несколько раз, постепенно приближаясь ко все более точному их произношению. Такие серии сюжетных картинок издаются в виде аль¬бомов для занятий с дошкольниками и младшими школь¬никами. Следует использовать иллюстрированные книжки для малышей. В большинстве случаев на начальном этапе обучения сказочные сюжеты не понятны слабослышащим детям с бедным речевым запасом. Поэтому детские книж¬ки вначале удается использовать только для обозначения действующих лиц, предметов и действий, изображаемых на картинке. Впоследствии, когда ребенок накопит уже неко¬торый речевой запас, можно, пользуясь текстом книжки, придумать иной, облегченный реалистический текст, кото¬рый оказался бы доступным ребенку. Когда ребенок на¬учится читать, необходимо будет из таких детских книжек создавать для него библиотеку, под картинками книжек писать придуманные тексты, которые ребенок сам может читать и понимать. Эффективным источником накопления речевого запаса являются так называемые сюжетно-ролевые игры. При ис¬пользовании кукол, игрушечных животных и прочих игру¬шек можно организовать с ребенком сюжетные игры: игру и «магазин», в «поликлинику», в «доктора», в «парик¬махерскую», в «зоопарк», в «кухню», в «школу», в «кино» и Т. П. Организуя такую игру, учитель или мать распределяет роли между собой, ребенком, куклами. В процессе игры повторяют ранее усвоенные слова и обучают ребенка новым словам.
|
| | | СмоЛенка Учитель-дефектолог, логопед
Сообщения : 149 Откуда : Смоленск Работа : СОГОУ Центр диагностики и консультирования,учитель-дефектолог, логопед
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Ср 29 Июн 2011 - 18:11 | |
| Эффективным средством воспитания экспрессивной (той, что мы произносим) речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика. Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически (т.е. через движение), поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.
Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук: - «А»: широко разводим руки вперед – в стороны. - «У»: плавное движение обеих рук вперед. - «О»: плавное движение обеих рук в стороны – вверх. - «И»: плавное движение обеих рук в стороны. - «Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях. - «Э»: плавное движение рук в стороны – вниз.
Звук Н в слияниях - НА-НА-НА – хлопки перед собой. - НО-НО-НО – хлопки над головой. - НУ-НУ-НУ – хлопки вытянутыми вперед руками. Звук Н' - НЕ-НЕ-НЕ – движение указательным пальчиком из стороны в сторону. - НЯ-НЯ-НЯ – пальчик кланяется. - НЕ-НЕ-НЕ – движение пальчик о пальчик. - НИ – пальчики ''бодаются'' – упираются один в другой. Звуки М - М' Отрабатываются слияния по той же схеме. Звуки П – П' - ПА-ПА-ПА – руки перед собой встряхивание кистями. - ПО-ПО-ПО - то же движение кистями, руки приподнять. - ПУ-ПУ-ПУ – то же движение, руки вытянуть без напряжения. Звук П' Движения пальчиками по схеме мягких слияний. Звук Б - БА-БА-БА – хлопки перед собой. - БО-БО-БО – хлопки над головой. - БУ-БУ-БУ – хлопки вытянутыми вперед руками. Звук Б' Движения пальчиками по схеме мягких слияний. Дифференциация П – Б - ПА-ПА-ПА – БА: движения кистями – хлопок. - ПО-ПО-ПО – БО: движения кистями – хлопок. - ПУ-ПУ-ПУ – БУ: движения кистями – хлопок. Звук Т - ТА-ТАТА – движения кистями вверх, руки перед собой. - ТО-ТО-ТО – движения кистями вверх, руки наверху. - ТУ-ТУ-ТУ – движения кистями вверх, руки вытянуты вперед. Звук Т' Движения пальчиками по схеме мягких слияний
Дифференциация Т- Д - ТА-ТА-ТА – ДА: движения кистями – хлопок. - ТО-ТО-ТО – ДО: движение кистями – хлопок. - ТУ-ТУ-ТУ – ДУ: движения кистями – хлопок. Звук К - КА-КА-КА – постукивание кулачком о кулачок (руки перед собой) - КО-КО-КО – постукивание кулачками (руки приподнять). - КУ-КУ-КУ – постукивание кулачками (руки вытянуты вперед) Звук К' Движения пальчиками по схеме мягких слияний. Дифференциация К-К' Твердые слияния – руки в кулачках. Мягкие слияния – ладони раздвигаются ото рта в разные стороны. Звук Х Резко загнуть кисти вниз. - ХА – руки перед собой. - ХО – руки приподнять. - ХУ – руки вытянуть вперед. Звук Х' Движения пальчиками по схеме мягких слияний Звук Ф - ФА – вытянуть руки вперед, ладони вниз. - ФУ – вытянуть кисти вперед, ладони ребром. - ФО – поднять кисти вверх, ладони смотрят друг на друга. Звук Ф' Движения пальчиками по схеме мягких слияний. Звук В - ВА – сцепить руки в замок. - ВО – поднять сцепленные руки вверх. - ВУ – вытянуть сцепленные руки вперед. Звук В' Движения пальчиками по схеме мягких слияний. Звук С' - СЯ – нажимать на ладонь. - СЕ поставленную ребром. - СЁ пальцами другой руки. - СЮ
Вызываем у детей звуки в соответствии с последовательностью их появления их в норме (в онтогенезе). - гласные: А, О, У, И; - согласные: Н, НЬ, М, МЬ, Б, БЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, й, йА, йО, йУ, Эй, В, ВЬ, Ф, ФЬ. Разумеется, эта схема весьма приблизительна. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы. Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.
Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры: - (гласный – гласный): «АУ», «УА», «ИА»; - (согласный – гласный): «НА»; - согл.-гл - согл.-гл.: «МАМА», «МАНЯ»; - сг-сг-сг: «ПАНАМА».
Следующий этап работы – использование детьми форм появившихся слов: мама – мамы, панама- панамы. Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения, предоставляя ребенку образец фразы: - На, Маня. - На, мама. - На панаму.
С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.
|
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Ср 29 Июн 2011 - 23:13 | |
| СмоЛенка! Спасибо огромное за Ваше внимание, я Вам очень благодарен, это очень ценная информация, будем стараться её применять на практике. Сегодня Женя была на приёме у психиатра и очень понравилась врачу.Те изменения которые у нас выявили на картировании, врач трактует как функциональные, поддающиеся коррекции. Врачу очень понравилось , что Женя эмоциональна, активна. Сегодня мы баловались с Женей на качелях, когда она приближалась в сидении ко мне, я вскрикивал АЙ и несколько раз она со смехом мне подражала таким же ответом АЙ. Мы еще не проводили тестирование в домашних условиях,как предлагается в книге Шматько ,но сегодня я обратил внимание на то, что Женя начала прислушиваться к звуку на большем расстоянии, чем раньше. Я вызывал разные звуки на синтезаторе(стук барабана, пианино, ветер, гитара,саксофон и др.) она была у сына на руках и явно было видно, что слушает, расстояние было около 3-4 метров. Она была в аппарате на левом ушке. Завтра попробую проверить ещё раз. Ещё раз спасибо за помощь, очень Вам признателен. |
| | | Филина Светлана Учитель-логопед, олигофренопедагог
Сообщения : 2555 Возраст : 44 Откуда : Смоленск, Покровка Работа : учитель-логопед, олигофренопедагог Награды :
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Чт 30 Июн 2011 - 0:44 | |
| Oleg, здравствуйте! Я внимательно перечитала все посты, и Ваши, и специалистов. Да, дедушка Вы замечательный- внимательный, к тому же врач, что немаловажно. Женя развивается достаточно хорошо, и конечно будем надеяться, что благодаря вашей и родительской любви, заботе и работе специалистов она будет жизнерадостным, активным и хорошо говорящим ребенком!!!(Действительно реально при правильно организованной и длительной коррекции научить такого ребенка говорить достаточно чисто) Очень важно начать коррекционную работу как можно раньше, как Вы и в самом раннем возрасте поставить развитие речи ребенка на правильные "рельсы" ! Ведь зачастую в течение всех лет школьного обучения педагогам с большим трудом и не всегда достаточно успешно приходится "перевоспитывать" изначально неправильно сформировавшуюся (или даже заново воспитывать вообще несформировавшуюся) речь слабослышащего ребенка. Рекомендаций дали много, я бы хотела добавить по поводу условий работы с ребенком, чтобы добиться максимального обеспечения слышания Женей речи окружающих: -речь, обращенная к ребенку, должна быть громкой, небыстрой и отчетливой, что позволит ребенку её лучше услышать и понять; -привлечение внимания ребенка к артикуляции говорящего, что значительно облегчает восприятие им речи за счет дополнительного использования и более сохранного зрительного анализатора; - сокращение расстояния до ребенка во время речевого общения с ним, что также улучшает слышимость речи; -обогащение словарного запаса ребенка, поскольку знакомые слова всегда значительно легче воспринять и понять, чем впервые слышимые;-четкое и достаточно громкое проговаривание окончаний слов, что позволит ребенку овладеть правильными грамматическими нормами речи. Удачи Вам, терпения и успехов!!! |
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Чт 30 Июн 2011 - 9:42 | |
| Светлана, спасибо Вам. Я очень благодарен всем, кто откликнулся на нашу проблему,теперь дело за нами. Будем сообщать все новости о нашем развитии и надеюсь успехах.
|
| | | Наталья Викторовна Врач-педиатр
Сообщения : 705
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Чт 30 Июн 2011 - 16:30 | |
| Олег! Так много отликов, мне очень понравилось слова сопровождать определенными жестами- это реальный выход и помощь ребенку с проблемами со слухом. Еще раз терпения и удачи! Самое главное любите Женечку и все у ВАс будет хорошо. Обязательно пиши о всех самых незначительных успехах, а мы Вас всегда поддержим. А у вас какая мед. специальность? Что было до должности главврача? |
| | | Oleg Пробую голос
Сообщения : 14 Возраст : 63 Откуда : Украина,Луганск Работа : ПАО Краснодонуголь- главный врач СП Медслужба
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Чт 30 Июн 2011 - 23:54 | |
| Добрый вечер всем! Ув.Наталья Викторовна, моя основная специальность -терапевт. Последние 12 лет я работаю главным врачом, занимаюсь организацией промышленного здравоохранения на крупном угольном предприятии (профосмотры, профотбор, экспертиза, организация медпомощи на поверхности и под землей и др.) Собственно вся моя медицинская деятельность связана с угольными предприятиями и шахтерами. Ну а за последний год пришлось изучить неонатологию, реанимацию, детскую неврологию, лор-патологию, её особенности у детей ...теперь вот сурдология, сурдопедагогика, кстати очень интересная область, жаль ,что очень мало времени. Ну ничего, мы сейчас ждем прабабушку ,она на море , и будем активно включать её в работу-она очень опытный педагог с огромным опытом работы. Я думаю её помощь и опыт методического подхода к обучению деток нам очень помогут. Сейчас всей семьей читаем литературу которую Вы все нам помогли найти, за что огромнейшее Вам спасибо. Сегодня с бабушкой показывали Жене как передавать предметы. Бабушка просила кубик словом дай и жестом, а я подавал. Женя очень внимательно следила за нашими действиями. Завтра будем повторять и вовлекать ее в процесс . Сегодня достали игрушки - крякающая двигающаяся утка и крабик. Долго ими не играли, Женя с таким интересом с ними играла, была в восторге. Вечером перед сном умывалась и на вопрос где вода, показывала на кран. Пыталась сама чистить зубы, так смешно! Спасибо Вам всем ! |
| | | Наталья Викторовна Врач-педиатр
Сообщения : 705
| Тема: Re: Речь при нарушении слуха Пт 1 Июл 2011 - 23:20 | |
| Олег! У Вас так все здорово получается и так много родственников! Женечке очень повезло. Терпения и дальнейших успехов! |
| | | |
Похожие темы | |
|
Похожие темы | |
| |
Страница 1 из 2 | На страницу : 1, 2 | |
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |