Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


 
ФорумФорум  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  Вход  

Поделиться | 
 

 Обследование звукопроизношения

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Кориzz@
Эксперт
Кориzz@

Женщина Сообщения : 304
Возраст : 39
Откуда : Смоленск

Обследование звукопроизношения Empty
СообщениеТема: Обследование звукопроизношения   Обследование звукопроизношения Icon_minitimeВт 22 Июн 2010 - 22:34

Исследование артикуляторной моторики

Исследование кинестетической основы артикуляторных движений.

Для выявления кинестетической основы предлагается выполнить артикуляторные движения после пассивного перемещения органов артикуляции, определить положение языка, губ в процессе произношения звуков речи (при исключении зрительного восприятия артикуляции).

Упражнения, процедура и инструкции:

1. пассивное растягивание губ с помощью экспериментатора. Затем дается следующая инструкция: «Сделай так же»;

2. пассивное растягивание губ по показу экспериментатора. Дается инструкция: «Сделай так же»;

3. экспериментатор касается верхней губы ребенка и дает задание: «Положи сюда кончик языка»;

4. то же на нижнюю губу;

5. определение положения кончика языка при произнесении звука Н. Дается следующая инструкция:«Произнеси звук Н и скажи, где находится кончик языка, за верхними или нижними зубами»;

6. определение положения кончика языка при произнесении звука С. Дается следующая инструкция: «Произнеси звук С и скажи, где находится кончик языка, за верхними или за нижними зубами?»;

7. определение положения губ при произнесении звука И. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Произнеси звук И и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?»;

8. определение положения губ при произнесении звука У. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Произнеси звук У и скажи, в каком положении губы при произнесении этого звука?»;

9. определение смычки губ при произнесении звука М. Экспериментатор просит произнести звуки М, А и сказать, при произношении какого звука губы сомкнуты.

10. определение смычки кончика языка при произнесении звука Д. Экспериментатор просит произнести звуки Д, А и сказать, при произношении какого звука кончик языка смыкается с альвеолами верхних резцов.

Исследование кинетической основы артикуляторных движений.а)

Выполнение отдельных артикуляторных движений с использованием зрительного восприятия:

1. растянуть губы в улыбке,

2. вытянуть губы вперед трубочкой,

3. высунуть широкий язык,

4. высунуть узкий язык,

5. сделать «лодочку»,

6. сделать «чашечку»,

7. поднять язык на верхнюю губу,

8. опустить язык на нижние зубы,

9. поднять кончик языка за верхние зубы, за нижние зубы, упражнение «маятник»,

10. упражнение «балалайка».

В начале исследования экспериментатор говорит: «Я буду тебе показывать различные упражнения для языка и губ. А ты внимательно смотри и постарайся правильно их повторить перед зеркалом».

б) Последовательное выполнение серий движений: губы в улыбке – трубочкой, язык широкий – узкий, язык на верхнюю – на нижнюю губу, растянуть губы в улыбке – язык в правый, в левый угол рта.

Инструкции те же.

в) Одновременное выполнение артикуляторных движений: улыбнуться и одновременно поднять язык на верхнюю губу, улыбнуться и высунуть язык, вытянуть губы трубочкой и одновременно высунуть язык.

Инструкции те же.

Критериями оценок служат следующие параметры артикуляторных движений: тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный), активность (нормальная, заторможенность, расторможенность), объем движений (достаточный, ограниченный), точность (точное выполнение, неточное выполнение), длительность удерживания положения (достаточная, неумение длительно удерживать положение артикуляторных органов), темп движений (быстрый, нормальный, медленный), переключаемость движений (нормальная, трудности переключения от одного движения к другому), наличие сопутствующих движений, характер нарушения движений.

Выполнение заданий оценивается следующим образом:

Высокий уровень (4 балла) – правильное выполнение упражнений по всем параметрам.

Уровень выше среднего (3 балла) - правильное выполнение упражнений с помощью экспериментатора.

Средний уровень (2 балла) – незначительное нарушение отдельных параметров движений.

Уровень ниже среднего (1 балл) – значительное нарушение многих параметров движений

Низкий уровень (0 баллов) – неумение выполнить движение.


---------------------------------------------
Исследование моторной реализации во внешней речи

Исследование состояния звукопроизношения.

Данное исследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами.

Исследование звукослоговой структуры слова.

Материалом исследования служат картинки и слова различной звукослоговой структуры, а также сбалансированные артикуляционные таблицы А..С.Штерн).

§ Слова различной звукослоговой структуры

Односложные слова

Сад, соль, стол, стул, слон, мост, куст, хвост.

Двусложные слова

Сани, сова, сахар, гамак, песок, фасоль, стадо, стая, глобус, сумка, доска, масло, аист, поднос, галстук, танкист.

Трехсложные слова

Сапоги, колесо, посуда, собака, соловей, сухари, ананас, кипарис, стадион, стрекоза, колбаса, автобус, коляска, капуста, троллейбус, ступеньки, скамейка, скакалка, космонавт.

Четырехсложные слова

Кукуруза, пуговица, поросенок, велосипед, столовая, земляника, сахарница, скворечница.

Пятисложные слова

Милиционер, пирожковая, колокольчики, водопроводчик, одуванчики.

Процедура и инструкция. Ребенку предлагается назвать картинки. В случае затруднений экспериментатор называет картинку и просит ребенка повторить слово.

§ Сбалансированные артикуляционные таблицы А.С.Штерн.

Таблица А4

гриб кенгуру национальный доставить

вниз долгий настоящий смочь

энергия снимок выходить эффективность

штаб три думать дать

путаница предупредить собственный тарелка

понимать советский морж свой

большой совет занавес условия

поверхность часы твой двадцать

упор кивать мотоцикл ножницы

обезьяна средний платок семнадцать

будущий чай летчик мышь

начинаться одиннадцать держать дуть

смета пять

Таблица А9

семьдесят пить магнит валенки

шесть простой лен челнок

трансформатор технический барабан бегать

справиться говорить трактор стул

видеть ход четыре маленький

работа экзальтация организованный использовать

быть ждать пять расстояние

смешной щетка автомобиль вода

девочка один старый норма

оказаться показать плут заметный

груз вслух гречиха смех

конъюнктура норма иметь бас

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я сейчас буду называть тебе слова, а ты внимательно слушай и повторяй их».

Исследование воспроизведения звукослоговой структуры слов в предложении(с использованием слов таблиц А.С.Штерн).

Старый автомобиль оказался большим.

Большой трактор использовали в поле.

С маленького ручейка начинается большая река.

Одиннадцать мотоциклов показались на дороге.

На поверхности стула были заметны следы.

Летчик предупредил пассажиров о взлете.

Нам показали сломанный трансформатор.

Старенькие валенки лежали на крылечке.

Барабанщик бьет в барабан.

В тарелку насыпали гречиху.

Смешной клоун выходит на арену цирка.

Брату подарили настоящие часы.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Я сейчас буду называть тебе предложения, а ты внимательно слушай и повторяй их».

Критерием оценки служит количество правильно воспроизведенных слов. Замены звуков, обусловленные нарушением звукопроизношения, не учитываются при обработке результатов исследования.

Высокий уровень (4 балла) - правильное воспроизведение всех предложенных слов.

Уровень выше среднего (3 балла) - неправильное воспроизведение пятисложных слов и четырехсложных со стечением согласных.

Средний уровень (2 балла) – неправильное воспроизведение пятисложных, четырехсложных слов и трехсложных слов различной звукослоговой структуры.

Уровень ниже среднего (1 балл) - правильное воспроизведение только односложных и двусложных слов различной звукослоговой структуры..

Низкий уровень (0 баллов) – правильное воспроизведение только простых односложных и двухсложных слов.
Вернуться к началу Перейти вниз
 

Обследование звукопроизношения

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

+
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
 :: Сообщество логопедов и дефектологов :: Методичка :: Методики обследования-
Перейти:  
© ''Чудо-Форум''. 2010-2015. Все права защищены || При использовании любых материалов активная ссылка на форум строго обязательна

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru
Создать форум | Общество и актуальные темы | Детство, Подростковый возраст, Семья | ©phpBB | Бесплатный форум поддержки | Сообщить о нарушении | Cookies | Последние обсуждения